|
| К оглавлению
| К следующей странице |
Шекель. Взрывчатка. Араб. Сионист. Здравствуй, Израиль! Я - русский турист!
Страна Израиль. Многострадальный еврейский народ… Как долго он не мог войти в землю, обещанную Богом!
А вот мы с другом Николаем, пригласившим меня в эту поездку, в эту землю вошли, точней — влетели. В составе русских туристов-паломников. На прекрасном русском «ИЛе» прямо из зимы — в лето. Хотя… это для нас лето, а для израильтян — зима. В Тель-Авиве было плюс 22. Цвели розы, зрели мандарины. А уже через два дня начались «зимние» дожди и подули ветра.
Нас поселили в квартале старого Иерусалима, традиционно населяемом арабами-христианами, в гостинице «Глория». На следующий же день, в канун православного Рождества, мы отправились в Вифлеем.
Вифлеем
«Вифлеем» в переводе с древнееврейского — «хлебный город». Действительно, хлебный. Сам Господь Иисус сказал про Себя: «Я есмь хлеб жизни» (Иоан. 6:35). Этот «Хлеб» вкусили когда-то местные жители. И до недавнего времени население Вифлеема составляли в основном христиане. Сейчас их всего 25%. Это арабы, исповедующие православие.
В Вифлееме было празднично и шумно. Тысячи паломников съехались со всего мира на празднование Рождества Христова. Больше часа мы простояли в храме, чтобы попасть в пещеру, где родился Спаситель. Горели лампады, люди становились на колени и целовали место, где Он Младенцем увидел свет. Постоянно прибывали новые группы — египетских коптов во главе со своим Патриархом, сербов, греков, украинцев, даже делегация палестинцев во главе со своим лидером.
В канун Рождества Христова вифлеемские арабы устроили в городе праздничное шествие. Тысячи детей из арабских христианских семей с трубами, барабанами и волынками прошли маршем по городу. Они были одеты в разноцветные одежды и несли в руках знамена. Мы восхитились. Это было незабываемое зрелище! Такой вот христианский крестный ход по-восточному!
Иерусалим
В Иерусалим мы возвращались уставшие, но счастливые. И по возвращении до поздней ночи гуляли…
Иерусалим — ни с чем не сравнимый город. Он весь дышит стариной.
Иерусалим разделен на несколько кварталов: квартал арабов-христиан и мусульман, квартал армян и квартал евреев-хасидов. Улочки, выложенные камнем. Лавки на каждом шагу, какие-то невероятные запахи, крики муэдзинов и звон церковных колоколов. Арабо-еврейские военные патрули. Бородатые хасиды в невероятных одеждах. Праздные современные европейцы. Назойливые арабы, зазывающие вкусить шаверму и испить чашечку восточного кофе.
Особый, прекрасный и неповторимый мир.
Арабы
Арабы — внешне такие же, как и евреи. Но по сути — это два разных народа со своей судьбой и уникальной культурой. Арабские города в Израиле — бедные и неухоженные. Много свалок. Зелени почти нет. Немало нищих и попрошаек. В Вифлееме на моем пути встретился араб. Он закрыл своим могучим телом дорогу и на ломаном русском начал заклинать меня: «Русский (откуда он узнал, что я русский, на лбу, что ли, написано?), я — бедный палестинец, купи овечку», — и он протянул мне плюшевую игрушку. Я покачал головой. «Ну, тогда возьми бесплатно. Но... взамен дай мне 50 шекелей (250 рублей— С.Р.). Ну, тогда дай 45 шекелей. Ну 40, ну дай хоть 35 шекелей!»
— Только не берите ничего в руки, — предупреждал гид, — если возьмете — не отстанут!
И в этом — весь характер араба, не очень-то желающего работать, но жаждущего хоть что-нибудь кому-нибудь продать.
У арабов-торговцев нет кассовых аппаратов. Цену продавец называет прямо с потолка. Нужно торговаться. Так, простая вещь, скажем, мужской платок-«арафатка» может иметь начальную цену 50 долларов, а приобретешь ты его (если он тебе нужен) всего-то за 3-4 доллара.
Арабы хитры, умны и эмоциональны… У них большие семьи, они растут, значительно прибавляя в численности, и это становится проблемой для современного Израиля. Пока что Израиль растет в основном за счет переселенцев.
Евреи
У истоков создания Израиля стоял сионист Теодор Герцель. Главная идея сионизма: собрать со всего мира евреев и создать свое государство. У Израиля нет конституции, а только свод религиозно-светских законов. Населяют страну евреи по крови и евреи религиозные (и арабы). Любой человек, где бы он не жил, может стать евреем. Для этого ему нужно принять иудаизм, обрезаться (если он мужчина), ходить в синагогу, изучать Тору, исполнять закон. Мы встречали евреев-негров и евреев-китайцев, евреев-мулатов и евреев вообще непонятно-какого-происхождения. Звучит странно, но еврей по крови, являющийся христианином (равно как и еврей-буддист, индуист и т. д.) приехать в Израиль на постоянное жительство не может — лишь еврей-атеист, либо же исповедующий иудаизм.
Живут израильтяне неплохо. Государство процветает. На улицах нет пьяных, курящих и пьющих пиво из горлышка. Денежная единица — шекель, государственный язык — иврит (восстановленный древнееврейский). Почти четверть населения — переселенцы из России.
Особая каста — хасиды. Это религиозные евреи-ортодоксы. Многие из них — приверженцы мистической школы каббалы. Хасиды одеваются во все черное, носят высокие шляпы (или шапки), из-под которых на щеки свисают длинные пряди волос — пейсы. Некоторые заправляют брюки прямо в чулки, что придает им экзотический вид. Хасиды не работают. Они постоянно читают Тору и молятся. Финансируют их государство и мировые религиозные организации, в основном из США. Хасиды ревностно чтут закон, имеют большие семьи, ратуют за полное освобождение Израиля от арабов и возвращение всех исконно еврейских земель.
Проблемы
У евреев одна проблема: арабы. Арабы-экстремисты (в основном это палестинцы) ненавидят евреев и всеми силами пытаются им навредить. И это при том, что сами арабы во многом от евреев зависят. У арабов нет своей промышленности, нет работы. Где арабы — там развал, разруха, голые невозделанные земли и помойки. Где евреи — там сады, зелень и благоустроенные кварталы. Лично у меня сложилось мнение, что и воюют арабы с евреями от скуки и безделия. Им невыгодно отделяться от Израиля, потому что они тогда погибнут. Ведь палестинцев кормит Израиль, многие из них работают на еврейских предприятиях.
Арабы и евреи — дети, имеющие одного отца — Авраама. Родословная евреев идет от Исаака, законнорожденного сына Авраама, а родословная арабов — от Измаила, родившегося от служанки Агарь. Бедный Авраам так долго ждал обещанного Богом сына, что не выдержал и согрешил. От этой грешной связи и родился Измаил. Бог сохранил Измаила, пообещав произвести от него (так же, как и от Исаака) великий народ. Вот какое пророчество об Измаиле сказал Бог: «Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» (Быт.16:12). Иными словами: руки религиозных арабов (ваххабитов, радикалов, экстремистов и т. д.) будут на всех, и руки всех (антитеррористическая мировая коалиция) на них. Вот почему они воюют.
Есть и другая причина. Когда евреи вошли в землю обетованную и стали освобождать ее от инородцев-язычников, они не были последовательны и не всегда слушались Господа. И Бог оставил чужие народы, «чтобы искушать ими Израильтян... для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее» (Суд. 3:1-2). Вот до сих пор они этой войне и «учатся». У израильтян одна из самых мощных и современных армий мира, высокоточное классное оружие, мощная разведка. Но это им не очень-то помогает, и террористические акты продолжаются.
Святыни
Мы посетили множество святынь. В основном это были греческие и русские православные монастыри. Монастырь святой Марии Магдалины, где упокоились мощи сестры императрицы — святой великомученицы Елизаветы и инокини Варвары… Спасо-Вознесенский православный монастырь, где чудесным образом сохранился отпечаток стопы Богородицы.
Мы были в сердце православного монашества — монастыре Саввы Освященного. Это целый город в горах. Там живут греческие монахи-отшельники. С какой любовью они нас принимали! Приложившись к иконе Божьей Матери, я ощутил неведомый доселе райский аромат — икона мироточила! Мироточили мощи святого Иоанна Дамаскина, почившего в 8-м веке. Позже с таким же явлением мы столкнулись в церкви святого Георгия Победоносца в Лидде. Люди собирали в сосуды миро, заполнившее мраморные ниши с его изображением, а оно не убывало. Жидкость появлялась прямо на глазах!
Гора Фавор нас поразила своим величием. Арабы доставили нас туда на своих «мерседесах», взяв с каждого за «проезд» 10 долларов. «И ничего с ними сделать нельзя! — объяснил гид. — Они этим живут и чужой транспорт не пропускают!» Мы стояли на горе, откуда вознесся на небо Христос, гладили камень на том месте, с которого начал свою проповедь Иоанн Креститель. Гуляли по Гефсиманскому саду, купались в радоновых источниках на территории русского Горнинского монастыря. В Капернауме мы любовались прекрасными видами Галилеи. Были на горе, с которой Он говорил Свою проповедь (сейчас там — католический храм). Мы плавали по морю Геннисаретскому, нас угощали рыбой, которую ели когда-то Петр и Сам Спаситель. Были в Канне Галилейской, где в церкви стоят огромные каменные водоносы (по преданию — ТЕ САМЫЕ!). В Назарете пили воду из источника, в котором черпала воду Сама Дева Мария, а в Яффе спускались в горницу, в которой Петр воскресил Тавифу. Мы были на горе Сион, посетили гробницу Давида, стояли, надев кипы (обязательное требование иудеев) у Стены Плача. В иудейских пустынях встречались с бедуинами и поднимались к горному монастырю, построенному на месте, где когда-то жил Илия (и вороны кормили его хлебом и мясом). Ну и, конечно, нас немало взволновало посещение Храма Гроба Господня. Я был там три раза и, стоя на коленях, молился в кулуквии, где воскрес Господь Иисус Христос.
Немало мы посетили церквей и монастырей, и в каждой оставляли нашу благодарность и любовь. И еще — горящие свечи…
Иордан
Приехав на Иордан, мы облеклись в белые одежды (рубахи, купленные в одном из русских монастырей) и вошли в воду. Иордан — река неширокая, всего-то метров десять, но полноводная. Было холодно (по нашим меркам — осень), хотя этого мы не ощущали. Но зато ощутили жар — когда трижды окунулись. Рубахи, в которых паломники купаются, традиционно сохраняются, их не стирают. Их надевают, когда нужно помолиться в тяжелые минуты жизни. А еще — в них облекают покойного, провожая в последний путь.
После купания в святых водах Иордана мы посетили магазин одного из кибуцев (еврейских колхозов — одна из форм совместного ведения сельского хозяйства). Было чему удивляться. Что только не растет на святой израильской земле! Финики, бананы, цитрусовые, орехи, пряности и прочее, прочее, прочее… Все это можно было попробовать. Следуя русской традиции (бери, раз угощают!), мы немало напробовались.
Кстати, когда евреи вернулись после почти двухтысячелетнего рассеяния на родную землю, они обнаружили ее голой и непригодной для жизни. Кочевники-бедуины, пасущие стада, вытоптали всю растительность, а турки, владевшие до этого Палестиной, вырубили все леса. Почва в Израиле была заболочена, в стране свирепствовала малярия. Вот и пришлось Израилю закупать деревья и высаживать их в пустынях. За несколько десятков лет было высажено более 4 миллиардов деревьев. Была проведена мелиорация. Израиль превратился в цветущий сад. Здесь созревает по несколько урожаев в год!
И все-таки…
Наблюдая все это цветущее великолепие, меня не покидало чувство тревоги и опасности. «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего», — приходили на ум строчки Священного Писания (Луки 19:43-44). Пророчество Христа об Иерусалиме исполнилось. Спустя 40 лет после Его вознесения иерусалимский храм был разрушен (сейчас на его месте — мечеть Омара). И сегодня на Святой Земле льется кровь. Приход к власти террористической организации «Хамаз» не сулит ничего хорошего. За что же, почему же — и откуда у евреев судьба такая? ОНИ НЕ УЗНАЛИ ВРЕМЕНИ ПОСЕЩЕНИЯ ХРИСТА. Впрочем, и мир этого не узнал. Потому и страдает. И тот, кого сегодня так ждут евреи, окажется лжемессией, антихристом.
Все еще впереди. Впереди — исполнение пророчеств Библии о кончине этого мира. Здесь, в Израиле, в Армагеддоне (мы проезжали это место по дороге из Тевериады в Тель-Авив) произойдет последнее в истории человеческого рода событие — битва сатаны с Церковью, то есть с Самим Богом. Враги Израиля окружат преданный Богу остаток. И тогда придет — как молния с небес — Иисус, и нанесет сатане сокрушительное поражение. Наступит конец света. А потом будет суд, и будет новое небо и новая земля. Мир без греха, без болезней и смерти, мир без дьявола. ЗОЛОТОЙ ВЕК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Эпилог
Мы паковали вещи. Мои мысли были заняты событиями последних дней. Я думал о том, что, будь я на месте Бога, я бы, как и Он, также выбрал бы именно это место, чтобы здесь поселить свой народ. Здесь пересеклись интересы многих стран и народов, здесь бьется нерв Вселенной. Здесь Бог будет дописывать историю грешного человечества.
По своей наивности я думал, что Россия, в которой я живу, и есть пуп земли. Ан нет. У мира есть и еще один «пуп» — это Израиль. Судьбы наших стран оказались тесно переплетены. Многие правители Израиля — родом из России. Да и вообще, не будь СССР, ставшего одним из инициаторов создания государства Израиль, неизвестно, как скоро появилась бы вновь на карте мира эта страна!
Я влюбился в Израиль. Я благодарен Богу за «землю обетованную». Я благодарен этой стране с таким прекрасным языком и культурой за Иисуса Христа, Который здесь родился. Он был евреем, переживавшим за Свой народ, плакавшим об Иерусалиме. Он и сегодня о нем плачет. Вот только видят ли израильтяне Его слезы, слышат ли Его плач?
* * *
И был аэропорт Бен-Гурион, дотошная проверка спецслужб. Из-за грозы самолет долго не отпускали. А когда взлетели, я перекрестился: «Господи, спасибо Тебе за все, что видели мои очи и слышали мои уши!» Да сохранит все это мое сердце. Чтобы длинными зимними вечерами вспоминать цветущий миндаль, мандариновые рощи, светлые лица монахов и это незабываемое купание в святых водах Иордана. Земля, текущая молоком и медом. Святая Земля...
ХРАНИ ТЕБЯ БОГ, ИЗРАИЛЬ!
Сергей Романов,
гл. редактор
Россия-Израиль, январь 2006 г.
Фото автора и Н. Иовлева
Мой друг Николай. По дороге в святую обитель.
Уникальный греческий монастырь в горах
Три хасида, три ученых друга
Купаясь в водах Иордана
Мандарины в саду одного из монастырей
Паломник Валерий с молодым защитником Израиля
Вифлеем. Торгующий араб.
Иерусалим. Грустный молодой хасид.
Гора Сион. «Ну подайте хоть шекель!» — молит араб.
Наша паломническая группа собрала людей из разных регионов России
| К оглавлению
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|