|
| К оглавлению
| К следующей странице |
Всеволод Чаплин: «Мнение о влиянии Церкви на руководство СМИ сильно преувеличено»
Эксклюзивное интервью газете «Вечный Зов»
Протоиерей Всеволод Чаплин — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
— О. Всеволод, в августе этого года при вашем посредничестве в Свято-Даниловом монастыре состоялась моя встреча с митрополитом Кириллом. Я спросил Владыку, можно ли расширить программу «Слово Пастыря», сделать так, чтобы она проводилась в более удобное для зрителей время. Владыка Кирилл ответил, что этот вопрос нужно адресовать не к нему, а к руководителю ОРТ Константину Эрнсту. Странно, а многим кажется, что у Православной Церкви неограниченные возможности и влияние на власти и чиновников.
— Мнение о влиянии Церкви на руководство СМИ сильно преувеличено. На самом деле это видно хотя бы по тому, какое место занимает православие на телевидении. Я вовсе не призываю без конца демонстрировать на телеэкране богослужения и проповеди, но хотя бы иногда это делать нужно, как нужно и давать Церкви возможность говорить об экономике, политике, культуре, международной жизни, нашем прошлом, настоящем и будущем… говорить обо всем том, о чем Церковь напряженно думает…
Нам говорят, что очень дорого эфирное время. Но сколько его тратится на пустые, отупляющие развлечения!
— Не так давно по ОРТ прошла серия «мистических» программ. Нам показали фильм о «святом» старце Григории Распутине, о «величайшем пророке» Нострадамусе, об офтальмологе-сказочнике Эрнсте Мулдашеве, о «науке наук» — астрологии, о тайнах загробной жизни (прорекламировав при этом известные формы оккультизма: ворожбу, колдовство и спиритизм). Все эти фильмы объединяет одно: они яркие, эффектные, дорогостоящие, прошли в лучшее эфирное время. В них звучит авторитетное мнение ученых, астрологов и других «специалистов», а мнение Церкви отсутствует. Как вы думаете, случайны ли эти совпадения и о чем они говорят?
— Не первый раз на нашем телевидении проявляют повышенное внимание к сомнительной и прямо сатанинской мистике. Мы хорошо помним массовый психоз вокруг так называемых «целителей» Чумака и Кашпировского. И мне кажется, что за это время народ разобрался в данных явлениях и их отверг. Не случайно их популярность сократилась в десятки раз. Утолить духовную жажду большинство людей этими явлениями не могут. За проповедниками мрачной мистики в любом нормальном обществе идут очень немногие. Как правило, люди, которые пережили трагедию или чувство глубокой неуверенности в себе.
Да, некоторые телепередачи пытаются окружить темную мистику ореолом таинственности и романтизма, преувеличить ее возможности влияния на людей, вызвать к ней страх, уважение. Но мне думается, что честный рассказ об этих явлениях всегда должен включать свидетельства их жертв. Церковь знает много таких случаев. Люди, пострадавшие от мрачной мистики, постоянно обращаются к священникам. И из их рассказов Церковь знает, что все люди, всерьез увлекавшиеся такого рода мистикой, всегда глубоко несчастны.
Возможно, это происходит потому, что среди нашей интеллигенции, в том числе журналистской, есть много ненавистников христианства. А ненависть эта может обосновываться любыми идеями, но, как правило, они имеют под собой очень простую основу: нежелание менять свою жизнь, нежелание расставаться со своими греховными привычками, страх того, что общество начнет всерьез различать добро и зло, грех и добродетель, а значит, обличать грешника в его поступках.
— В свете вышесказанного, как бы лично вы охарактеризовали политику руководителей ведущих телеканалов России, в частности ОРТ? Возможно ли, на ваш взгляд, нам, христианам (и не христианам) как-то на эту политику повлиять?
— Я не стал бы бросаться обвинениями. Среди руководителей телеканалов есть разные люди, и в том числе очень благонамеренные. За последние несколько лет во многих из них произошла внутренняя перемена, они стали уделять больше внимания христианским духовным ценностям. Хотя, увы, среди этих людей есть и такие, кто ненавидит Россию и боится ее, кого бросает в дрожь при словах «христианство» и «православие», потому что эти люди привыкли вести, мягко говоря, очень вольный образ жизни, и для них страшным сном было бы, что их ребенок посмотрит христианскую программу и скажет: «Папа, ты живешь неправильно, и я тебе должен объяснить, что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому они и стараются максимально вытеснить из телевизионного пространства всякое слово о морали, всякое слово о вере, и заменить это или воинствующим либерализмом, или, по крайней мере, индифферентными, пустыми развлечениями.
Я думаю, что верующим людям надо об этом говорить, надо предлагать свои телевизионные проекты. И надо надеяться, что в самое ближайшее время, я думаю, уже лет через пять, диктатура шести больших кнопок закончится. В большинстве домов будут стоять спутниковые антенны. Можно будет выбирать не из шести каналов, а из нескольких десятков, если не сотен. И тогда, конечно, мы узнаем подлинный рейтинг телевидения, несущего людям слово правды и слово добра.
Я не верю все-таки, зная все пороки нашего народа и твердя о них, — я все-таки не верю, что наш народ предпочтет старые и плоские шутки, которые сегодня льются с телеэкрана, серьезному и вдумчивому разговору о Боге.
Вопросы задавал
Сергей Романов
Фото автора
| К оглавлению
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|