Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Cколько лиц у блудного сына?


Рембрандт написал полотно «Возвращение блудного сына» незадолго до смерти (около 1667-69 гг.) и подвел этой картиной итог своему жизненному пути.

Немного, вероятно, найдется людей, незнакомых с полотном великого фламандского художника Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына». Кто-то видел этот шедевр живописи в Эрмитаже, а кому не довелось побывать на берегах Невы, знают картину по многочисленным репродукциям. Рембрандт написал это полотно незадолго до смерти (около 1667-69 гг.) и подвел таким образом итог своему жизненному пути.

В основу сюжета положена библейская притча о блудном сыне:

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно...»

А дальше в притче говорится о том, что наступил в той «дальней стороне» голод, и блудному сыну пришлось пойти в свинопасы, но свиньям в той стороне жилось лучше, чем блудным сыновьям: «И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему...» Долго ли, коротко, но однажды блудный сын пришел в себя и сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих...»

Сказано — сделано: «Встал и пошел к отцу своему...»

Пересказанная часть притчи — это преамбула, не нашедшая отражения в картине. Рембрандт избрал эпизод, когда отец, издали увидевший сына, выбежал ему навстречу: «...и побежав пал ему на шею и целовал его». А дальше в притче говорится о том, что отец велел принести дорогие одежды для сына и устроил в его честь роскошный пир. Но это тоже осталось за полотном, художник изобразил самый первый момент встречи: «...и пал ему на шею и целовал его». Так написано в Библии, в Евангелии от Луки, однако у Рембрандта отец не падает на шею сыну, композиция картины иная: отец, обращенный лицом к зрителям, наклонился вперед и положил руки на плечи сыну, который склонился перед ним на колени. Художник знал, что сказано в притче, однако встречу отца и сына изобразил по-своему. Более того, он пошел на еще одну неслыханную вольность: центральная фигура в композиции — сын — повернута к зрителю спиной: мы видим затылок, согбенную спину и голые пятки, которые составляют передний план картины. В наше время художник может позволить себе любую вольность, но во времена Рембрандта дело обстояло иначе. Ни у кого из старых мастеров мы не встретим ничего подобного. Отклониться от библейского текста, нарушить каноны композиции... Зачем? Какой в этом смысл?

Оказывается, художник заложил в свою картину очень глубокий смысл и нисколько не отошел от Библии. Просто он изобразил не саму притчу, а ее истолкование. И с композицией тоже все в порядке — никаких канонов Рембрандт не нарушил.

Итак, истолкование. Иисус в Своих притчах пользовался иносказанием, а слушатели должны были догадаться, о чем Он говорит. В данной притче под отцом следует понимать Бога, наделившего человека — Своего «сына» — душевными богатствами и сделавшего его венцом творения. Человек же ушел от Бога и растрачивает и богатства своей души, и свою жизнь, и себя самого впустую, «живя беспутно». Но Бог ждет Своих блудных детей и всегда рад их возвращению. Он принимает их раскаяние и прощает им их грехи. Таким образом, «отец» — это Бог, а «блудный сын» — это все мы. Только, к сожалению, не все мы, подобно герою притчи, «пришед в себя», говорим Богу: «Отче, согрешил я...»

И вот тот, кто пришел в себя и покаялся перед Богом, изображен на картине в образе сына — коленопреклоненным, со спины, повернутое в профиль лицо утопает в тени, и его не видно. Почему не видно лица? Да потому что у блудного сына много лиц. Мы все — блудные дети, и у каждого из нас свое собственное лицо. Если хочется увидеть лицо блудного сына — надо просто посмотреть в зеркало...

Что же касается тех, кто еще «не пришел в себя», то они остаются за картиной, но, тем не менее, составляют часть ее композиции. Известно, что любое произведение изобразительного искусства рассчитано на зрителей. Однако только эта картина составляет в смысловом и композиционном отношении единое целое с людьми, вниманию которых она представлена. Рембрандт построил свою картину таким образом, что зрители, стоящие перед его полотном, оказываются за спиной у блудного сына и как бы ждут своей очереди, чтобы тоже преклонить колени и произнести слова покаяния. Поэтому передним планом композиции являются не голые пятки, как можно было бы подумать, а живые люди, сменяющие друг друга перед картиной и на короткие мгновения соприкасающиеся... с собою, с блудным сыном. Но, увы, себя мы в этом образе не узнаем — лица на картине не видно, зеркала под рукой нет, и часто нет рядом никого, кто сказал бы: «Приди в себя! Пойди и ты к Отцу своему и скажи: “Отче, я согрешил пред Тобою...”»

В. Новомирова,
http://vert.kiev.ua/articles/206/


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх