Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Александр Бабич: Почему христианская музыка не популярна


Александр Бабич — президент компании, которая специализируется на выпуске христианских аудио-, видеокассет и СD-дисков. Мы беседуем с ним о проблемах христианского творчества.

Производим продукт специфический

— Саша, прибыльный ли твой бизнес, насколько он оправдывает себя и как развивается?

— Бизнес во главе угла не стоит. Поэтому его, наверное, нет как такового. Если ставить задачу заработать денег, то теоретически можно.

— А рынок сложился?

— В общем-то, он в зачаточном состоянии, довольно маленький, то есть развернуться негде.

— Потребители в основном христиане?

— Да, потому что мы производим специфический христианский продукт.

— Христианский по каким признакам? Почему христианский?

— Потому что продукт интересен, в основном, только христианам.

— Почему так?

— Потому что его делают христиане. Люди с определенным менталитетом.

— А они специально так направляются в творчестве или так у них получается?

— Я думаю, скорее всего, просто так получается. Я такую закономерность заметил, особенно среди новых имен, новых коллективов: чем больше и громче люди кричат, что пишут для неверующих, все у них евангелизационное, — тем, как правило, этот продукт наименее интересен для тех самых неверующих.

— Получается странное явление. Люди стараются для неверующих, а слушают в основном верующие

— Да. Так и есть.

— Это проблема или в этом ничего плохого нет?

— Я думаю, что это, конечно, проблема, но не центральная, а в принципе преодолимая. Делать продукт, который будет всеядным, можно. Уже есть отдельные образцы. Здесь обязательно должен присутствовать фактор самобытности, таланта, профессионализма.

Проще всего по потенциалу «Дружкам», наверное. Именно потому, что они часто с неверующим народом общаются. В этих самых ПТУ и т. д., где нецерковная публика. Но задача искусства — служить народу, для этого надо ему нравиться. Надо иметь крючки, с помощью которых можно зацепить людей. Даже среди светских групп полно всякой бездарщины, и, в общем-то, тоже неинтересности. Но дело в том, что те группы, которые раскручены, — просто так не раскручиваются. Там кропотливая работа — либо талант самих исполнителей, либо их продюсеров, хореографов, иногда за ними целая бригада стоит. В христианской музыке проблема в том, что начинают появляться исполнители и команды с неплохими задатками, но продюсирования у христиан практически нет. Работать с ними некому, вот беспризорники и растут.

Человек меня не понял

— После прослушивания некоторых альбомов я заметил, что музыка часто невысокого качества. Много вторичности.

— Да, редко встречается самобытность, и не только у христиан. Элементарные правила и законы не соблюдаются, то есть либо мелодии неяркие, блеклые, либо тексты… Все-таки проблема в том, что у таких людей творчество вторично, а первично идет проповедь. Идеология на первом месте. И они в жертву ей приносят творчество. Я тоже когда-то писал стихи, и были неплохие, мне самому нравились. А когда я уверовал, стала получаться какая-то ерунда. Я думаю, что лучше ничего не писать, чем писать убожество какое-то. Когда ты хочешь выразить ту глубину, которая у тебя внутри, а имеешь только три слова, и понимаешь, что тремя словами свое состояние не передать, то нечего тогда и передавать. А был такой случай, когда я говорил человеку, что то, что он представил на прослушивание — низкого качества, человек обижался и начинал доказывать обратное. И я тоже стал доказывать свое, получилась какая-то полемика нездоровая. А человек был уверен, что все, что он делает, это классно.

— А ты спросил его, что он слушает?

— Я спросил. Он сказал, что ему нравится Шевчук, Гребенщиков… Я ему сказал, что там не пахнет ни тем, ни другим. На это он ответил, что так должно быть, у него самобытно… Ладно, говорю я ему, не должно быть на кого-то похоже, в принципе, у тебя хороший голос, и потенциал большой. Но петь ты не умеешь, надо уметь своим голосом управлять, нужны тебе уроки вокала. А нет денег на вокал — хотя бы надо тренироваться. Купи простой караоке, попой песни Боярского, попробуй научиться петь, подавать себя… Стихи почитай. Я тебе могу посоветовать песни, которые считаю хорошими с точки зрения красоты слова и мелодики. Но он не соглашается, доказывает, что я ничего не понял. Ну что ж, говорю, значит — не понял. Он меня уверяет, что ему говорят, что поет он хорошо. Я спрашиваю: «С чем люди сравнивают, сами с собой? Но я-то не сравниваю с собой, хотя ты даже не слышал, как я пою». Наверное, в следующий раз я не буду людям ничего объяснять. Но мне-то хочется не просто человеку сказать «До свидания», «Не подходишь».

— Одно дело — что человек может писать сам для себя, а другое — продукт, на продажу. Это уже мера ответственности.

— Иногда есть у людей потенциал, вот, например, у этого человека по крайней мере есть голосовые данные. Поэтому я постарался ему свою точку зрения изложить. Мое дело было не просто отшить его, сказать: «Плохо, иди тренируйся дальше», я хотел объяснить, в чем плохо, чтобы он улучшил материал. А он считает, что улучшать ему нечего. Но это такой случай. А некоторые с благодарностью выслушивают подобные речи.

— Ты исходишь из своих вкусов, либо у тебя есть опыт, который дает тебе возможность советовать?

— Естественно, вкусы, пристрастия, конечно, присутствуют, но я думаю, что сама жизнь, сама работа заставила меня в этом деле поднатореть. Я стараюсь включить фантазию, представить, что из этого можно сделать. Текст оцениваю отдельно, музыку отдельно, подачу отдельно. Пытаюсь найти какие-то зерна хорошие. Если ничего не нахожу, об этом так и говорю.

Не хочу выпускать халтуру!

— Скажи, а есть какая-то тенденция к изменению качества христианской музыки?

— Последние года 2-3 уровень достаточно сильно поднялся. Планка качества поднялась. Я уже года четыре не могу себе позволить какую-то фигню выпустить. Если мне это не нравится, я понимаю, что этот продукт — брак, халтура, то я это не делаю. Хотя могу предложить: «Хотите, я это выпущу, но отдам это вам. А вы — дарите, продавайте, с самолетов разбрасывайте. Но сам продавать не буду, свою марку на этом ставить не буду». Потому что я чувствую ответственность за то, что приобретет покупатель.

— Группа должна что-то новое вносить, шокировать?

— Я рассматриваю шоу-бизнес как рынок. И есть ниши, которые заполнены, где сильная конкуренция, есть ниши, где конкуренция слабая, есть, где вообще пустота. И есть такое понятие, как искусственное создание спроса. Когда рынок искусственно создает спрос. Условно говоря — придумали мультики про Покемонов, потом выпустили майки с Покемонами, еще что-то, то есть оправдали затраты. Я считаю, что даже проект «Фабрика звезд» — что-то новое в российском шоу-бизнесе. Брать никому не известных мальчиков и девочек, за считанные дни делать из них звезд с помощью телевидения… Конечно, «Фабрика звезд-19» людей не будет интересовать, и, скорее всего, ее и не будет.

— Наиболее известные группы стараются сделать музыку интересной и развлекательной. Христианские группы очень серьезные, философские. Может, это одна из причин непопулярности христианской музыки?

— Если смотреть на шоу-бизнес, есть группы, у которых смысловая нагрузка близка к пределу, напрягает человека, он не расслабляется. Такая музыка не пользуется большой популярностью. Допустим, Гребенщиков — его музыка всегда считалась интеллектуальной, хотя она такой не была, но только казалась. Но все же он популярен в определенной среде, есть много людей, которые его никогда не слушали и не любили. Или, допустим, Башлачев… Все исполнители, которые играли эмоционально тяжелые вещи. Я считаю, что и Высоцкий не был бы так известен среди народа, если бы он не пел приблатненные песни, шуточные, простые.

А христианской русскоязычной музыки, я считаю, очень мало. Сейчас начинают появляться группы, но я, честно говоря, пессимистически настроен, я не вижу просвета, очень мало интересного. Нередко группа, допустим, написала 5 лет назад песню, но тогда не смогла выпустить альбом. А сейчас возможность появилась, и они записывают песню, с теми же словами, с той аранжировкой, которая 5 лет назад сочинена. И что? Кому этот альбом сейчас нужен? Он уже устарел. Хотя группа «МираТворец», чей альбом я недавно выпустил, — это довольно старомодная музыка, но качественный товар, то есть они потрудились над записью.

«Ты в аду одной ногой, ты давно прогнил...»

— С твоей точки зрения, от чего надо избавляться христианским музыкантам? Что мешает им конкурировать?

— Я считаю, что именно заниженная планка у самих исполнителей. Проблема в том, что новым группам кажется, что стоит им записать альбом, как его тут же продадут, и они тут же станут знаменитыми. Но 5000 человек их знает — и им достаточно. Подсознательно они к этому и стремятся — записать какой-то альбом и продать его среди христиан. Лишь бы что-то было. Но лучше записать одну хорошую песню, чтобы по крайней мере можно было с ней прийти на радио, чем записать альбом с 10-12 песнями, с заранее проваленным качеством, которые можно поставить только на христианское радио, да и то на средних волнах. Но это христиане сейчас и делают.

Что касается текстов, проблема в том, что люди пытаются научить других, как надо жить. Они выставляют себя проповедниками и хотят донести до других истину. И они не пытаются влезть в шкуру того, для кого они поют. То есть поют на непонятном языке. Очень часто, слушая новых христианских исполнителей, я замечаю у них такую ошибку: их тексты унижают человека, человеческое достоинство.

— Как это?

— Например, там обращаются на «ты». Но главное, если ты поешь песню, унижающую достоинство человека, у тебя мало шансов заполучить этого человека как своего почитателя. Я представляю себя на месте неверующего человека, которому говорят: «Да ты чмо, и ты, в общем-то, уже в аду одной ногой, ты давно прогнил, без Бога ты мертв, ты еще не знаешь об этом, но ты все равно козел». Да, именно такой подтекст, что ты лох… Из номинальных неверующих ста человек на улице, которые могут прослушать эту песню, хорошо, если парочка будет походить на то, о чем исполнитель поет. Остальные будут вполне нормальные люди, которые работают, приходят домой, растят детей… Разные люди, но все же достаточно далекие от того, как их называют. Я просто представляю: если бы мне сказали: «Ты лох», я бы ответил: «Да сам ты лох, не буду я тебя слушать».

— Это и нарушение того, что сказал Иисус Христос: «Не судите, да не судимы будете». А кто без греха? Сами эти музыканты?

— Они-то, может быть, и святые, но не в этом дело. Я не говорю, что нельзя так петь. Я говорю о том, почему христианская музыка непопулярна. Она не может быть популярной, шансов маловато, именно потому, что в большинстве своем христианская песня, которая пишется для неверующих людей, — она неинтересна, она запрограммирована на обратную реакцию. Это проблема людей, не имеющих духовного опыта. Такие люди, довольно категоричные, принимаясь за песню, ставят задачу: первой песней я должен сбить с толку, ошарашить, второй добить, на четвертой он у меня должен заплакать, короче, к середине альбома человек должен прийти к покаянию, и последняя песня будет молитва покаяния. Грубо говоря, перед таким автором стоит конкретная цель: «покаять» сто процентов своих слушателей через 10 песен. Наивная позиция.

Беседу вел
Сергей Романов
Фото автора


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх