Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ДО III КРОВИ

Когда я смотрю иностранные фильмы, порой удивляюсь: почему никто не может похоже сыграть русских? Когда американец, или француз, или немец берется играть русского, сразу видно: не наш человек! Даже если одет в телогрейку и валенки, даже если стаканами пьет самогон, даже если цитирует Пушкина, — все равно он не наш. Все, казалось бы, есть, но нет главного.

УНИКАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Вот наши умеют экранизировать иностранную классику — взять хотя бы «Трех мушкетеров» или «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Наши могут уловить и передать то неповторимое, что составляет особенность другого народа, его национальный характер. Об этом сказал еще Достоевский в своей знаменитой «Речи о Пушкине». Он отмечает, что у нашего поэта есть «особая характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения — способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, и перевоплощения почти совершенного». Достоевский считает, что эта способность «есть всецело способность русская, национальная, и Пушкин только делит ее со всем народом нашим». Мы можем их почувствовать, а вот они нас — нет. Есть иностранный фильм «Анна Каренина». Он хороший, и режиссер, и актеры старались. И все равно это как будто не про нас, не про нашу жизнь. Некоторые эпизоды вызывают улыбку. Едет Анна Каренина на вокзал, а вдоль дороги стоят нищие — в лаптях и онучах, но с такими иностранными лицами!

Если уж в фильмах, снятых с душой, с теплым чувством к России и русской культуре, русские люди получаются непохожими на себя, то что уж говорить о фильмах, в которых мы предстаем как враги всего цивилизованного мира!

На днях я посмотрела американский фильм «Рэмбо — третья кровь». Вообще я не люблю боевики, но так уж получилось. Дело было вечером, делать было нечего... Меня заинтересовал сюжет.

РАССТРЕЛ В КИНО И НАЯВУ

Для тех, кто не смотрел это кино: идет война в Афганистане. Русские военные уничтожают мирных жителей. Полковник Зайцев действует с особой жестокостью. Его солдаты захватили в плен американского полковника, который поставлял моджахедам ракеты «Стингер». Перед американскими спецслужбами встает задача: освободить героя. Но как? Они вспоминают, что есть некий Рэмбо, который все может. Они направляют к нему своего человека.

Джон Рэмбо — это современный Робин Гуд, защитник слабых и обиженных. Ему не надо ни славы, ни наград. У него было бурное прошлое. Но потом он устал от войны и поселился в буддийском монастыре.

На просьбу о помощи он отвечает отказом. Настойчивый представитель спецслужб произносит целую проповедь о смысле жизни. «Ты должен поехать в Афганистан, чтобы стать цельной личностью», — говорит он. Последний довод убеждает Рэмбо, которого за время мирной жизни, по-видимому, заел самоанализ. Он отправляется в Афганистан.

Тем временем пленному американцу приходится туго. На экране появляется полковник Зайцев. Это — мрачный тип с недобрым взглядом. Он сидит в бетонном бункере, под портретом Ильича. Перед ним стоит бутылка водки и шахматы. Едва попав в кадр, он тут же начинает пить водку стаканами. Идет допрос. Перед Зайцевым стоит несчастный пленник. Он измучен, но морально не сломлен. «На вашем месте я бы не говорил слово “победа”, — бесстрашно заявляет американец. — Каждый день ваши войска отступают перед кучкой вооруженных борцов за свободу. Если бы вы захотели изучить историю этого народа, вы бы увидели, что эти люди никогда и никому не покорялись».

Полковник взбешен, но сказать ему нечего. Вообще в эпизоде допроса всячески подчеркиваются высокие нравственные качества американца и низость русского полковника, который ни перед чем не остановится, чтобы добиться своего. Американца пытают, подвешивают к потолку, а он, как герой, ничего не рассказывает.

Тем временем Рэмбо добирается до моджахедов. Он попадает в деревню, вооруженную до зубов, там даже дети ходят с оружием. Несчастные афганцы рассказывают, что на днях русские убили 6000 мирных жителей. При этом беременных женщин закалывали штыками, а детей хладнокровно бросали в огонь. Рэмбо возмущен до глубины души. Он проникается сочувствием к афганцам.

Афганцы показаны как исключительно мирный, приветливый, добрый народ. Они все время улыбаются — в противоположность русским, которые похожи на каких-то киборгов. Откуда ни возьмись появляются американские (!) вертолеты с красными звездами и расстреливают беззащитных людей. Русский летчик со зверским лицом крошит всех без разбора. Льется кровь. Когда русские улетают, один из уцелевших «повстанцев» патетически восклицает: «Войну надо вести благородно, а где тут благородство?»

(Мне вспоминается Ирак. Вспоминаются видеокадры: веселая свадьба, «по ошибке» расстрелянная американскими летчиками. Погибли десятки людей. Наверное, все было очень похоже.)

Про себя они, что ли, снимали кино?..

ЭТО БЫЛ НЕРАВНЫЙ БОЙ...

Финал боевика похож на сказку. Рискуя жизнью, Рэмбо через минное поле пробирается к месту расположения советских войск. Там повсюду стоят часовые, но, несмотря на это, Рэмбо проникает незамеченным в тот самый бункер, где Зайцев и другие русские все еще мучают бедного пленного. Мучается не только американец: в подземной тюрьме за решетками стонут афганцы. Всем плохо. И тут появляется Рэмбо.

Завязывается неравный бой. Рэмбо устраивает взрыв, а потом начинает «мочить» русских солдат из автомата. В него тоже стреляют, но неизменно промахиваются. Рэмбо освобождает американца, и они вдвоем выбегают из бункера. Появляется полковник Зайцев в военной форме, не похожей на советскую, и страшным голосом орет: «Я сотру с лица земли всю долину вместе с ним!!!» Все ловят Рэмбо. Но он ускользает, возвращается в бункер, освобождает всех пленных, захватывает вертолет, садится за штурвал и со всеми спасенными людьми улетает подальше от этого страшного места.

Последний поединок Рэмбо с советскими войсками — это нечто, похожее на сон, или фантом, или мираж... словом, на то, чего не бывает в реальности. Рэмбо и американский полковник плечом к плечу стоят посреди голой равнины, а перед ними, как на параде, выстроились американские танки и бронемашины с красными звездами, ряды пехотинцев... В небе летают краснозвездные американские вертолеты... «Сдавайтесь!» — предлагают русские. Но Рэмбо не сдается. Вместе с бывшим пленником он открывает огонь из автоматов и... всех побеждает. Русские обращаются в бегство. Решающий удар наносят моджахеды. Откуда ни возьмись появляется афганская конница, которая несется, поднимая пыль, навстречу бронетехнике. Танкистам приходится плохо.

Советские войска разбиты. Рэмбо возвращается домой. Конец. На экране загорается надпись: «Фильм посвящается храброму народу Афганистана». Афганский народ назван «храбрым». А что после просмотра этого фильма можно сказать о русских?

ТАК НЕ БЫВАЕТ!

Ну ладно, «Рэмбо-3» был снят еще во времена СССР. Мы были закрытой страной, нас не знали. Но рухнул «железный занавес», и открылись границы. Появилась возможность свободно общаться. Несмотря на это, американцы продолжают снимать фильмы, в которых русские выглядят непривлекательно. В суперфильмах «Сталинград» (1994) и «Враг у ворот» (2001) можно увидеть, как благородные и цивилизованные немцы мужественно сражаются против русских дикарей и, в общем, выходят в Сталинграде победителями. Причем немцы, оказывается, были все, как на подбор, антифашисты, «просто они честно выполняли свой воинский долг». В голливудском блокбастере «Армагеддон» (1998) российский космонавт изображен законченным чудаком с ощутимой долей придури, разгуливающим по орбитальной станции в шапке-ушанке и ремонтирующим бортовые компьютеры с помощью кувалды.

Русский человек в американских триллерах, боевиках и блокбастерах — как правило, герой отрицательный. Это фанатик, готовый всех «замочить». Он никогда не улыбается, постоянно вынашивает какие-то адские планы. От него вечно надо кого-то или что-то спасать. И ничем не растрогать его, не разжалобить. У него совсем нет чувства юмора. Он ведет себя, как терминатор.

Но ведь наш человек — не такой! Русский даже в минуту смертельной опасности может пошутить, улыбнуться. Он может пожалеть кого-то, заслонив собой от смерти. Он умеет прощать. Не понимают этого!

Если русские в американских фильмах не похожи на самих себя, то на кого они тогда похожи? На американцев! Конечно, не на всех — среди американцев есть умные, порядочные люди, которые выступают против войны. Но есть и другие — к ним, к сожалению, относятся те, кто сейчас стоит у власти в Соединенных Штатах и определяет линию политики. У русских «злодеев» в американском кино есть нечто общее: они какие-то зажатые, закомплексованные и пытаются самоутвердиться с помощью силы. Так вот, это — НЕ НАША национальная черта. Сами того не понимая, американцы снимают пародию на самих себя. Если в том же фильме «Рэмбо-3» советских солдат переодеть в американскую военную форму, а место действия перенести в Ирак, получится хороший, современный фильм.

Они просто не знают, какие мы.

Но, с другой стороны, интересно, что русских в американском кино можно победить только чудом. Обязательно нужен какой-нибудь супергерой, вроде того же Рэмбо. Нужно, чтобы ряд обстоятельств сложился самым чудесным образом, вопреки логике и здравому смыслу. Но ведь так не бывает. Выходит, мы... непобедимые?

Мне вспомнился один хороший анекдот. Маленький мальчик подошел к отцу и спрашивает: «Папа, а почему русские не сдаются?» — «А потому что некому», — сказал папа и заплакал...

Ксения РОМАНОВА,
наш спец. корр.


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх