Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К предыдущей странице | К оглавлению | К следующей странице |

Игумен-психолог зовёт к радости, или
КАК ОТДАВАТЬ И ПРИНИМАТЬ ЛЮБОВЬ.



Знакомство

Посетить монастырь в живописном селе Решма, на Волге, я решила ещё год назад, случайно наткнувшись в церковной библиотеке на книгу игумена Евмения “Пастырская помощь душевнобольным”. Книга необычайно порадовала меня как глубоким богословским, так и профессионально грамотным психологическим подходом к сложнейшей проблеме духовного и душевного окормления священником разноликой страждущей паствы. Оказалось, что при Макариев-Решемском монастыре, руководимом игуменом Евмением, существует издательско-просветительский центр “Свет Православия”, при котором регулярно проводятся психологические, духовно ориентированные семинары.
Выйдя в Интернете на сайт монастыря, я нашла там много интересных, актуальнейших для современной церковной жизни, да и просто для духовного формирования человека вещей, дающих ответы на многие наболевшие вопросы. Прежде всего, книга игумена Евмения “Духовность как ответственность”, способная дать любому мыслящему, духовно ориентированному человеку ответы на самые наболевшие вопросы.
Я обнаружила на сайте стихи, прозу и притчи талантливых верующих людей. Среди книг, выпускаемых издательством “Свет Православия”, есть книга православных психологов Бочарова А.С. и Чернышёва А.В. “Очерки современной церковной психологии”, в которой рассматриваются и проблемы “младостарчества”, “оккультизма” в православии, и трудности приходской жизни. Чрезвычайно удачной квинтэссенцией книги служит интервью игумена Евмения корреспонденту газеты “НГ-религия” Андрею Зайцеву “ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ”, где объясняются различия между истинной и неправильно понятой религиозностью, даётся правильный подход к соотношению послушания и свободы в церковной жизни.
Я узнала, что уже много лет игумен Евмений работает с наркотически зависимыми людьми, и опыт этой работы отражён в его книгах “Луч надежды в наркотическом мире” и “Батюшка, я — наркоман”. Ещё более удивительным оказалось то, что игумен является руководителем молодёжного движения епархии, проводит молодёжные дискотеки, подбирая для них лучшие христианские песни. Подобная информация заставила меня задуматься о моём не очень положительном отношении к року вообще, даже на христианскую тематику. Я подумала, что хорошо бы, чтобы я оказалась не права, и в этой области меня ожидает множество интересных находок.

Семинар

На семинар “Как отдавать и принимать любовь”, проводимом православным христианином, гештальт-терапевтом из Краснодара Максимом Бондаренко, я направилась, однако, с некоторыми сомнениями. Имея опыт многих семинаров, я опасалась, что искусственно выстроенный трёхдневный мирок любовной эйфории распадётся как карточный домик от первого дуновения реального жизненного ветерка. И ехать было далеко, но перспектива встречи с необыкновенным монастырём помогла преодолеть трудности.
Чудеса начались ещё в поезде, где я познакомилась с тремя женщинами из реабилитационного центра “Новая Жизнь”, Ирой и двумя Наташами. Двое из них уже много лет работают с наркоманами, а третья была живым свидетельством: уже имея диагноз алкоголической эпилепсии и бесплодия, она с помощью Божией не только полностью излечилась, вышла замуж, но и родила трёх здоровых детей. И теперь мы все вместе ехали учиться отдавать и принимать любовь, и главное, помолиться в монастыре.
Первая же встреча с послушниками, благочинным Сергием и экономом, он же создатель вышеупомянутого сайта — Андреем — сразу вводит в своеобразную атмосферу монастыря. Говорят они исключительно притчами, видят всех насквозь, мягко, с любовью нейтрализуя все напряжения приехавшей толпы “семинаристов”, мастерски направляя привычное бескультурье человеческих коммуникаций, обращая наше внимание на необходимость воздержаться от навязывания своего мнения как единственного объективного видения ситуации. Народ на семинар собрался самый разнообразный. Кроме самого игумена, стремительного, свободного и непредсказуемого, в нём участвовали два вышеупомянутых послушника, один иеромонах, отец Никита, удивительно светлый, общительный и доброжелательный, и приезжий священник из Нижнего Новгорода отец Валентин. Остальной народ, в возрасте от 19 до 60 лет, приехавший в основном из Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга, отличался удивительным разнообразием. Участвовали также три удивительные женщины — духовные чада отца Евмения: монахиня Игнатия, местная жительница, превратившаяся из тяжело больного человека в активного консультанта психологической службы, сочиняющая прекрасные притчи и проводящая семинары в Петербурге и Москве, а также директор православной школы в том же посёлке Решма Елена Юрьевна Митачкина и журналист Александра, сотрудник редакции.
Ведущий семинара, вопреки моим опасениям, никакой эйфории создавать не собирался, и казалось, особенно в первый день, вообще не хочет куда-либо вести семинар, предоставляя семинаристам вариться в собственном соку, которые горячо выясняли, что же такое эта пресловутая “любовь”. Мнения сыпались, дополняя друг друга, однако целостности явно не возникало. Я молчала, ожидая хоть чего-нибудь определённого, чтоб меня научили хоть какому-нибудь “методу” любви, но на неоднократно повторяющееся мнении одной из участниц, что любовь — это непременно жертва, я сорвалась, и с тоном претензии к группе “гармонично” заявила: “Почему это никто до сих пор не догадался сказать, что любовь — это гармония”, на что одна из участниц мне мудро объяснила, что этой самой “гармонии” ждали именно от меня.

Поющий батюшка

Однако на второй и третий день, когда ведущий Максим провёл три глубочайших индивидуальных процесса, мы примирились с его стилем работы, и начали понимать что “Любовь - это вам не просто так, любовь надо делать”, как говорится в одном фильме. А в перерывах между сессиями сам Батюшка Евмений — пел, как царь Давид перед скинией Завета под песни современных христианских исполнителей, и невозможно было усидеть на месте, потому что все увидели, что вот оно, подлинное, радостное христианство, с таким искренним воспеванием в движении и молитве неизреченной полноты Божией.
Семинар продолжался до позднего вечера. Неутомимый игумен, окружённый людьми, общался с нами, отвечал на всевозможные вопросы.
“Если ты будешь искать грязь — обязательно найдешь ее! Если же поищешь в себе таланты — найдешь таланты, а если поищешь Образ Божий — найдешь этот Неповторимый Образ в себе. Будешь искать победы — найдешь победу, будешь искать поражения — непременно потерпишь крах. Ищи в себе то, что повелел искать Христос! А Он повелел нам дерзать!”
Я, как и все люди, имея свои духовные и душевные трудности, невольно задумалась, стоит ли мне мечтать о том, что игумен выделит мне индивидуальное время для беседы. Но вопреки опасениям, отец Евмений не только долго и вдумчиво выслушивал меня, но и как профессиональный психолог, доступно объяснил, каким образом я поддерживаю привычные формы и стереотипы взаимоотношений, препятствующие моему духовному совершенствованию, и что самое пронзительное — в конце горячо помолился о моём преображении.

Изменения

С новым чувством прошла я субботнюю Всенощную и воскресную Литургию. Была неделя о мытаре и фарисее. Батюшка говорил о том, как спешим мы судить другого человека, только лишь потому, что он в чём-то не похож на нас. Что, даже называя себя “великими грешниками”, умудряемся впадать в гордыню, позволяя себе делать замечания “более мелким” грешникам, и как важно освободиться от подобного багажа ещё до прихода в Царствие Небесное, куда входит только Любовь.
В понедельник надо было уезжать в Петербург. Гуляя в одиночестве по замершей прекрасной Волге, я думала о том, что ведь вот он, истинный Свет Православия, такой живой и творческий. Думала, что многие, к несчастью, могут этого не понять, держась за те вещи, которые ранее для кого-то были спасительными, а теперь осознались как мешающие духовному росту стереотипы. Думала о том, что каждый должен найти свой, неповторимый, сердечный путь к Богу.
Как говорил Владыка Антоний Сурожский: “Бог тебя не спросит, почему ты не был Сергием Радонежским, или Серафимом Саровским, Бог спросит тебя, был ли ты самим собой”.

Алла Придорожная
психолог
Фото Марии Галенко

| К предыдущей странице | К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх