Интернет версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
* Февраль 2004 new!
* Декабрь-январь 2003_2004
* Ноябрь 2003
* Октябрь 2003
* Сентябрь 2003
* Июль-август 2003
* Июнь 2003
* Май 2003
* Апрель 2003
* Март 2003
* Февраль 2003
* Январь 2003
* Ноябрь-декабрь 2002
* Май-июнь 2002
* Ноябрь-декабрь 2001
* Май-июнь 2001
* Апрель 2001
* Март 2001
Команда JCTeam.RU

Вернуться к содержанию

Как быть с боевыми искусствами?



Последние несколько лет в
нашей стране отмечены повышенным интересом к восточным единоборствам. Открываются многочисленные секции и школы, где боевым искусствам учат детей чуть ли не с пеленок. Между тем не все в этой области ясно и понятно. Своей точкой зрения по этому вопросу делится
христианский журналист
Д. Чистяков.


Трудный выбор   

 

Однажды в одном городе по ночной улице шел человек. Было темно, фонари не светили. У самого дома в подворотне к нему подошли трое молодых людей и спросили закурить. Понятно, что их интересовали не сигареты. Им хотелось проверить свою "крутизну", и для этого они решили убить человека. Первого встречного, просто так, ни за что. Увидев нож, прохожий не стал защищаться. Он был верующим и помнил: "не противься злому", а еще он был хорошим, добрым человеком. И как многие хорошие люди, просто не мог ударить человека в лицо, тем более - сделать это первым.
Немного позже, а может, немного раньше, по другой темной улице другого города шел совсем другой человек. Вот только поджидавшие его подонки были такие же - мысленно уже переступившие грань, отделяющую нормального человека от убийцы. Теперь им не терпелось переступить ее в реальности… Увидев заступивших дорогу хулиганов, человек привычно напряг мышцы и сжал в кулаке массивную связку ключей.
Он был верующим и помнил: "если нечестивый будет помилован, то не научится он правде", а кроме того, уже давно занимался единоборствами. Он знал, как нанести врагу серьезную травму, и был вполне готов это сделать.
Конечно же, финал у этих историй разный. "Как глупо погиб, - сказали люди о первом. - Те, кто это сделал, теперь будут убивать еще и еще. Как таких земля носит?"
"Как он мог поступить так жестоко?" - сказали о другом. Один из нападавших погиб, двое других пришли в суд на костылях… "Ведь мальчики еще могли исправиться. Как он мог решать за Господа?"
Христианская вера и боевое искусство… Могут ли они сочетаться? Может ли христианин изучать рукопашный бой (то есть учиться причинять людям боль, калечить и даже убивать), или он должен всегда надеяться лишь на волю Господа и не полагаться на свои силы? К сожалению, от столкновения с этим вопросом сейчас не защищает даже принадлежность к прекрасному полу. Так что попробуем разобраться.

Дилетанты и профи

Как всегда, самое твердое и непоколебимое мнение по этому вопросу - у тех, кто толком не разбирается ни в религии, ни в единоборствах. Из книги в книгу кочуют фразы о слабосильных и слабовольных христианах, только и умеющих, что подставлять другую щеку. Особенно это заметно в последние годы - из-за общего кризиса светской идеологии, культуры и морали, почему-то принимаемого за кризис христианских ценностей. Некоторым кажется очень привлекательной идея о возвращении к языческой "здоровой простоте нравов", причем начать его предлагается с возрождения языческой жестокости. С презрением отзывается о христианском милосердии "профессиональный психолог и мастер боевых искусств, в том числе стрельбы" Вадим Шлахтер, исповедующий простую идею: человек - только ты, все остальные люди - биомасса. Снисходительно похлопывает по плечу христиан писатель-фантаст Юрий Никитин. В его "патриотической" серии "Русские идут" ("Ярость", "Империя зла", "На темной стороне") уровень зверства просто зашкаливает за предельную отметку. Ветхозаветный принцип "око за око" уже кажется недостаточным: за грубое слово обидчику следует переломать все кости, а за более серьезный проступок желательно зарезать его и всю его семью. Ну а отношения с другими странами автор советует регулировать при помощи террористических актов и "небольших" ядерных взрывов. Естественно, что христиане на такие подвиги не способны, вот и достаются им эпитеты "тупенькие", "упертые", "примитивные". По мнению автора, христианство вообще желательно заменить исламом. Исламское богословие, как он считает, вполне одобрило бы его патологическую жажду крови. Впрочем, в единоборствах Ю. Никитин раздирается примерно так же, как в богословии. Самым совершенным видом боевого искусства он считает спортивный вариант самбо, а восточные боевые системы, оказывается, вообще появились по причине трусости их основателей. Дескать, очень боялись получить по физиономии, вот и отрабатывали удары по принципу "одним ударом - наповал". Нет бы качаться штангой, подобно люберам восьмидесятых… Автор явно не понимает разницы между рукопашной схваткой на поле боя и пьяной потасовкой между приятелями на танцплощадке. И вообще, физические тренировки мешают развитию ума: не отдавайте детей в спортивные секции.
Что касается нынешних "настоящих язычников", то их мнение хорошо выразил руководитель так называемой Ведической Старообрядческой(!) общины: "Мы ведь не слабенькие христиане, у нас сердце холодное". (Кстати, автор этого высказывания на днях арестован по обвинению в разбойном нападении! Может быть, горячее сердце - все же лучше?)
Впрочем, хватит о…, скажем мягко, о дилетантах. Люди, профессионально занимающиеся рукопашным боем, дают гораздо более спокойные оценки. Вот, например, мнение Анатолия Тараса, одного из лучших специалистов по рукопашному бою и психологической подготовке к нему, изучавшего боевое искусство в спецподразделениях ГРУ: "Плохо это или хорошо, но человек так устроен, что не может спокойно жить и сохранять свою психику здоровой без понимания смысла во всем, что он делает. На протяжении более чем полутора тысяч лет европейской истории этот смысл давала ему христианская религия. Она ясно говорила, что такое Добро и Зло, Грех и Искупление, Сострадание и Любовь… Если говорить о славянах, то несомненно, что именно христианская религия вывела их из тьмы, объединила разрозненные племена, дала высокие цели правителям, вдохновила мыслителей и художников". Стоит учесть, что автора этих строк трудно заподозрить в излишней мягкости, скорее даже наоборот. Можно еще вспомнить Валерия Хорева (тренер по кобудо и тайцзи), в книгах которого видно явное уважение к христианским ценностям, Геннадия Кадочникова (армейский рукопашный бой), Виктора Лялько… В общем, мнение специалистов в области боевого искусства сильно отличается от мнения невежд и невеж, как это обычно и бывает.

Самый главный миф Востока

Боевые искусства можно сравнить с бескрайним морем. Каратэ, арнис, пенчак-силат, айкидо, капоэйра… К сожалению, в любом море иногда встречаются подводные камни. Один такой подводный камень называется "философия восточных боевых искусств".
Зачем вообще люди приходят в тренировочные залы и додзе? Как ни странно, многие ищут там не только приемы нападения и защиты, но и философию, умение жить… и даже духовность. Действительно, как утверждается, восточное боевое искусство - это не только физическое, но и духовное совершенствование. Восточные учения, по мнению их адептов, опираются на некую древнюю мудрость, дающую занимающимся разнообразные способности: от умения ломать кулаком кирпичи до умения решать сложные жизненные проблемы, и вплоть до "экстрасенсорных" способностей. Казалось бы, что в этом плохого? Ответ прост: любая восточная философская система основана на какой-либо религиозной традиции. Духовная традиция каратэ основана на буддизме или синто, китайского ушу - на том же буддизме или даосизме (по сути - поклонение природе), мрачные тайны ниндзюцу и вовсе, если верить их легендам, уходят корнями в сношения со злыми духами (оборотнями т-тэнгу и др.). Получается, что, практикуя восточное боевое искусство "по-настоящему", человек выполняет чужие религиозные ритуалы и тем самым поклоняется чужому богу (или богам, или духам)… Чужая религия может быть сколь угодно красивой и загадочной, но это не делает ее истинной. Честно говоря, я не уверен в безобидности таких традиционных для восточных систем методов, как медитация и цигун. Первая ступень любой медитации - полное очищение ума от мыслей, так называемая "остановка сознания". От всех, значит, и от мысли о Господе? А кроме того… безобидно ли терять контроль над собственным разумом? То, что уронил один, может подобрать кто-то другой. Проявление в результате занятий медитацией "паранормальных" способностей, о которых любят поговорить защитники этой методики, для христиан скорее аргумент "против", а не "за". Уж слишком эти способности напоминают "способности" одержимых бесом. Что касается цигун: есть сила Божья, есть сила сатаны. К какой из них относится сила "ци"? А если учесть, что мы ею управляем, а не молимся о ней? Особенно, если эту силу нужно впитывать "из космоса"…
Известно высказывание Матусацу Оямы: "Путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику". Сказано красиво, но нужно помнить: Ояма не был христианином. Самый физически немощный христианин имеет то, что пытался познать могучий боец Ояма - истинный смысл жизни. Проще говоря - не нужно путать спортзал с церковью. Боевое искусство - это всего лишь умение драться. Глупо искать духовные истины в умении забивать гвозди или ремонтировать автомобиль; то же самое относится и к духовному "росту" в процессе получения зуботычины от спарринг-партнера. Возрастание в Духе происходит в Церкви, накачка мышц - в спортивном зале, и не нужно путать одно с другим.

Тень Льва Николаевича

Остается главный вопрос: может ли человек, во всем полагающийся на Бога, защищать себя собственными силами? Тем более нанося вред нападающему, а ведь пьяного "отморозка" можно остановить только сильнейшей болью, то есть - серьезной травмой, увечьем… Мне вспоминается история, рассказанная в одной из книг дьякона Андрея Кураева. На православного священника напал пьяный подонок. Долго издевался, избил, порезал лицо бритвой, заранее зная, что батюшке не положено давать отпор. Но в конце концов священник, физически очень сильный, не выдержал и ударил мерзавца. Знаете, что произошло потом? Очнувшись, тот сказал замечательную фразу: "Спасибо, батюшка, что уберег от греха. Я ведь тебя убить хотел". Может быть, противодействие злу - это поступок, угодный Богу? А боевые искусства - это просто инструмент, дающий силу, умение терпеть боль, усиливающий волю (по-моему, последнее - очень важно для верующего), дающий способность контролировать страх. Стоит ли выкидывать на помойку гаечный ключ, если кто-то может ударить им ближнего? Наверное, нет.
И еще. Мне кажется, что многие просто не знают, что принцип непротивления злу - это не христианство. Это толстовство. Лев Толстой был гениальным писателем, но как философ он постепенно оказался вне стен Церкви, после чего совершенно закономерно последовало отлучение. Другие идеи Толстого - о полной безнравственности плотской любви, о возвращении к примитивному крестьянскому быту - пользуются гораздо меньшей популярностью. Стоит ли улучшать христианство, прививая к нему идеи Льва Николаевича? Да, Иисус не сопротивлялся, когда Его вели на казнь. Но Он знал: это должно свершиться, иначе люди не будут спасены. Мне все-таки кажется, что жертва Христа и капитуляция перед подонками - вещи совершенно разные. В общем, может, не стоит выбрасывать перчатки или кимоно?

специально для «В. З.»

Будьте благословенны!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001-2003 webmaster

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх