Интернет версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
* Февраль 2004 new!
* Декабрь-январь 2003_2004
* Ноябрь 2003
* Октябрь 2003
* Сентябрь 2003
* Июль-август 2003
* Июнь 2003
* Май 2003
* Апрель 2003
* Март 2003
* Февраль 2003
* Январь 2003
* Ноябрь-декабрь 2002
* Май-июнь 2002
* Ноябрь-декабрь 2001
* Май-июнь 2001
* Апрель 2001
* Март 2001
Команда JCTeam.RU

Вернуться к содержанию

Почему болеют люди,
для чего нужны врачи?



Исцеление и врачевание. Природа болезней.
Библия о врачах и врачевании.


Земное служение Христа


Библия многими верующими называется исцеляющей книгой. В ней Бог именует Сам Себя как Врачом, так и Исцелителем. Если же говорить об общепринятой практике употребления этих слов, то можем отметить, что под врачеванием обычно подразумевают комплекс мер, направленных на излечение тела человека (его физической составляющей), под исцелением - излечение тела и души (физической и духовной составляющей).
Соответственно, средства, задействованные для этого, отличаются. Для избавления тела от болезни пользуются, как правило, естественными средствами: таблетками, микстурами, уколами, травами и т. д. Процесс выздоровления в данном случае протекает не так быстро. Исцеление же, описанное в Библии, происходит, как правило, мгновенно, и в этом процессе всегда задействован Бог. Он сверхъестественным образом вмешивается в ход болезни.

"И когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него" (Лук. 5:12-13).

Слово "тотчас" как нельзя более точно характеризует чудесный характер любого божественного исцеления.
Эти два вышеупомянутых аспекта тесно связаны между собой. Господь Иисус, неся Свое земное служение, исцелял как тело, так и душу.

"Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним" (Деян. 10:38).
"Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял" (Лук. 9:11).
"И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях" (Матф. 4:23).

Исцелять - значит делать целым. Быть целым - значит иметь здоровый дух в здоровом теле. Здоровым наш дух делает только Бог. Чтобы наш дух стал здоровым, необходимо иметь близкие отношения с Богом. Чтение Слово Божия и молитва делают такие отношения реальными.

Что такое болезнь?

Болезнь - это дисбаланс внутри человека: в его духе, душе и теле, нарушение установленной гармонии. Этот дисбаланс может быть связан с наступлением периода старения (отпущенный Богом срок человеческой жизни - 70-80 лет). По определению Библии, мы - прах, и рано или поздно в прах возвратимся. Процесс старения и связанное с ним изнашивание организма происходит помимо нашей воли. Старение - естественная причина многих наших болезней. Мы обречены рано или поздно сбросить нашу телесную оболочку и уйти на суд к Богу.
Вторая причина наших болезней обусловлена грехами, которые мы совершаем. Так, например, курящий человек подвергает себя опасности заболевания рака легких, а женщины, совершающие аборты - болезням внутренних женских органов. Блуд также ведет к болезни, по выражению Библии: "…блудник грешит против собственного тела" (1 Кор. 6:18). Грех против тела одновременно является грехом против Бога, давшего человеку это тело. Этот грех может отражаться на детях до 3-4-го поколения: у грешных родителей зачастую рождаются больные и неполноценные дети. В книге Второзаконие, глава 28, перечисляются болезни, которыми человек, противящийся Богу, может заболеть: это проказа, чесотка, короста, слепота, сумасшествие, лихорадка, моровая язва, "оцепенение сердца" и т. д. Сюда же, по мнению некоторых врачей-исследователей Библии, относятся сложные, неподдающиеся лечению болезни, приводящие к ранней смерти, а также болезни, передающиеся по наследству. Это - так называемые болезни проклятия. Причиной таких заболеваний является сам человек, противящийся Богу.
Третья группа болезней вызвана вторжением в человека нечистых духов. Так, когда Господь Иисус изгнал из юноши духа, вызывающего немоту и глухоту, он стал слышать и говорить. (Марк, 9:24-25). В другом случае Иисус изгнал из сгорбленной женщины так называемого "духа немощи", вследствие чего женщина выпрямилась.

"В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога" (Лук. 13:11-13).

Нет смысла говорить, что болезни, вызванные проклятием, навлеченным на себя самим человеком, а также наличием в нем нечистого духа, не могут быть исцелены обычными медикаментозными средствами. Болезни, имеющие духовную причину, лечатся с помощью духовных средств. Ключ к излечению такого рода болезней - искреннее, глубокое пред Богом раскаяние в своих грехах, а также в грехах родителей. Гиппократ говорит: "Устраните причину, пройдет и болезнь". Бог напрямую связывает многие человеческие заболевания с неверием в Него. При этом Он высказывает Свою явную заинтересованность в исцелении таких болезней, называя неизменное условие: искреннее обращение к Нему.

"Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Матф. 13:15).
"Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их" (Пс. 106:17-20).

Кроме того, болезнь может быть допущена для того, чтобы на конкретном человеке были явлены дела Божии - согласно Иоан. 9:3. Болезни могут быть и следствием испытания человека, как это произошло с Иовом (см. Книгу Иова).

Мнение Церкви

Взгляд Православной и Католической Церкви на болезнь следующий. Болезни - неизбежны. Болезнь, хотя и доставляет нам страдания, вместе с тем несет нам и благо. Болезнь формирует наш характер, делает нас терпеливыми и смиренными, избавляет от гордыни. Благодаря болезням Бог может вразумлять нас.

"Или он (человек - С. Р.) вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих" (Иов, 33:19).

Человек устроен мудро. Боль сигнализирует нам о неблагополучии в том или ином органе, вследствие чего мы можем предпринять соответствующие предупредительные меры. Бог не допускает нам терпеть боли сверх меры, но дает и облегчение. Бог говорит о том, что кого Он любит, того наказывает.
Большинство евангельских церквей согласны с такой трактовкой Библии. Но некоторые течения протестантизма (так называемые неопятидесятнические и харизматические церкви) считают, что болезнь - это безусловное зло, она - от дьявола, достаточно дьяволу противостать, и болезнь уйдет. При этом цитируются общеизвестные слова о том, что Господь Иисус "взял на Себя наши болезни, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:4-5). Приводятся и другие места Писания, подтверждающие эту точку зрения. К сожалению, очень часто подобные стихи Библии берутся в отрыве от контекста. Доктрина о неизменном праве на исцеление содержится в вероучении многих протестантских церквей. Болезнь в таких доктринах объявлена вне закона. Если же члены подобных общин не получают исцеления, про них говорят, что у них слабая вера либо в их жизни присутствует грех, препятствующий исцелению. Это неизбежно вызывает в неисцеленных прихожанах комплекс вины, лишает их радости пребывания в Боге.

Мы не всегда исцеляемся

Действительно, анализируя Священное Писание, мы можем видеть, что Бог есть Бог-исцелитель. Однако мы до конца не можем понять Его логики. Одних Он исцеляет, других - нет, равно как одни умирают молодыми, другие - старыми. Не так давно в Санкт-Петербурге из-за болезни почек скончался 36-летний пастор одной из евангельских церквей. За этого человека молились многие, были проявлены чудеса веры. В церкви, которую он возглавлял, провозглашалась доктрина "безусловного права на исцеление". Но он умер. На церкви это отразилось не лучшим образом. До сих пор никто не может объяснить, кому и зачем была нужна его смерть.
Таким образом, однозначных выводов мы сделать не можем. В болезни скрыта некая тайна. Как говорит Слово Божье:

"Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему" (Втор. 29:29).

Исцелять или не исцелять - есть суверенное право Бога. Конечно, фактор веры мы не можем отрицать, но ведь и веру человеку дает Бог, производящий в нас желание и хотение по Своей воле. И при этом Бог неизменно контролирует ситуацию, преследуя зачастую только Ему известные и далеко идущие цели.

"Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют" (Иов, 5:18).

Вместе с тем мы должны признать тот факт, что духовное исцеление человека в глазах Бога всегда имело и имеет преимущественное значение над исцелением физическим. Так, Господь Иисус совершенно ясно говорит:

"И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Матф. 18:9).

Данным высказыванием Иисус допускает саму такую возможность - войти верующему человеку с физическими дефектами в Царство Божье. И это Он считает для человека большим благом, чем здоровым уйти в ад. Также мы можем с большой долей уверенности сказать, что не все больные во времена служения Христа были исцелены. В "Деяниях святых Апостолов" мы читаем о больном, которого сажали каждый день у ворот храма - тех самых ворот, через которые так часто проходил Иисус. И Он не исцелил этого больного! Больной исцелился позднее благодаря проходящим мимо Апостолам Петру и Иоанну (Деян. 3:8-10).
Следует признать, таким образом, что страдания, вызываемые болезнью, приближают нас к Богу, и Бог по этой причине допускает их в нашей жизни.
Это, однако, не уменьшает роль сверхъестественных исцелений, которые во множестве происходят по всему миру. Мы видим сотни тысяч чудесных исцелений, которые Бог совершает как в церкви, так и вне ее стен: в больницах, в хосписах, в тюрьмах и т. д. и т. п. Это можно объяснить исключительно любовью и милостью Бога к нам.

Врачи - Божьи слуги

Исследуя Библию, мы можем видеть, что болезни неизбежны. Болезни - общее всем нам наказание, провозглашенное Богом еще в Эдемском саду. Болеют все. Сам Иисус Христос назван в Священном Писании "мужем, изведавшим болезни". Мы - Его дети, мы идем по Его стопам. Тело - ветхий носитель бессмертной души - подвержено испытаниям. Болел Апостол Павел. Возможно, его болезнь носила духовный характер, как считают некоторые, однако мы читаем, что это жало было в плоти. Именно плоть и подвержена болезням. Болел ученик Павла Тимофей. Павел пишет ему:

"Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5:23).

Апостол Павел, творивший великие чудеса, исцеливший силой Божьей множество людей, предлагает Тимофею воспользоваться обычными, естественными в ту пору методами лечения его желудочной болезни.
Профессия врача - почетная в глазах Бога. Господь Иисус принимал по отношению к Себе подобное обращение: "врач".

"Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя" (Лук. 4:23).

Евангелист Лука не стесняется назвать себя "Лука-врач".
Врач - Божий слуга. Он служит больному. Не случайно врачи, вступая в свою должность, дают клятву Гиппократа, которая во многих своих положениях содержит библейские принципы. Врачи думают о больном, сострадают ему, проявляя чудеса милосердия. Многие из них жертвуют собой ради спасения людей от эпидемий, разрабатывают вакцины, подвергают себя смертельной опасности при работе с вирусами, отдают больному свою кровь и т. д. В годы Отечественной войны санинструкторы выносили раненых с поля боя, жертвуя своей жизнью ради их спасения. Таким образом, служа больному, врачи (независимо от того, верующие они или нет) служат Богу, ибо:

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан.15:13).

Бог не отменяет медицину. Во времена Ветхого Завета существовали врачи. Бог, как заботливый врач, предлагал царю Езекии приложить к нарыву пласт из смокв для исцеления. В Новом Завете мы читаем о женщине, имевшей сложную болезнь и "потерпевшей от многих врачей", из чего видим, насколько было развито тогда врачебное дело.
На первый взгляд, это обычная человеческая профессия. Но вместе с тем - это профессия, особо отмеченная Богом. Не случайно многие служители Церкви совмещали и совмещают свою духовную профессию (исцеление душ человеческих) с профессией врача (исцеление тела). Например, небезызвестный архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, светило советской медицинской науки, читал лекции студентам, облачившись в священническую рясу. Много делает для спасения погибающих наркоманов нынешний служитель РПЦ, доктор медицинских наук иеромонах Анатолий Берестов.
Врачу, обратившемуся к Богу, не стоит менять профессию. В подтверждение этого мы имеем ясное Слово Божье, обращенное к верующим врачам:

"В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом" (1 Кор. 7:24).

Врач, уверовавший в Бога и ставший христианином, должен оставаться врачом.

Подводя черту

Господь Иисус сказал однажды:

"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Лук. 5:31).

Под врачом Он подразумевал Себя. Больной нуждается во враче - человеке. Но он также нуждается и во Враче-Боге, и в Боге - более всего. В этом смысле даже самый здоровый человек, не исповедующий веру в Иисуса Христа, в духовном смысле является больным.
В заключение следует отметить, что каждый человек обязан относиться почтительно к своему телу, так как оно является вместилищем вечной души:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6:19).
"Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3:17).

Библия может стать ключем к исцелению

При этом мы не должны бояться болезней. И призваны мужественно встречать любое испытание в нашей жизни. Мы должны также помнить о том, что Бог может сверхъестественным образом исцелить любое наше заболевание. При этом мы не должны отвергать помощь врачей. Но даже если медикаментозное лечение не приносит успеха и человек приближается к своей последней черте, не нужно впадать в отчаяние. Напротив - верующий человек встречает смерть, как избавление. Ведь, расставшись со своим телом, он встретится на небесах с Самим Богом. И этот Бог, называемый христианами "Небесный Отец", даст ему новое тело. Это тело будет иметь новые сверхъестественные способности, оно будет подобно телу, в котором воскрес Христос. Оно не будет знать уже ни болезней, ни смерти. Оно будет вечным. Такая перспектива, безусловно, нас не может не радовать.

Сергей Романов
(из выступления на 4-й конференции медиков-христиан,
г. Санкт-Петербург, декабрь 2003)
Фото Л. Панкратова и С. Романова

Будьте благословенны!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001-2003 webmaster

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх