|
|
Почему болеют люди,
|
Исцеление и врачевание. Природа болезней.
Библия о врачах и врачевании.
Земное служение Христа
Библия многими верующими называется исцеляющей книгой. В ней Бог именует
Сам Себя как Врачом, так и Исцелителем. Если же говорить об общепринятой
практике употребления этих слов, то можем отметить, что под врачеванием
обычно подразумевают комплекс мер, направленных на излечение тела человека
(его физической составляющей), под исцелением - излечение тела и души
(физической и духовной составляющей).
Соответственно, средства, задействованные для этого, отличаются. Для избавления
тела от болезни пользуются, как правило, естественными средствами: таблетками,
микстурами, уколами, травами и т. д. Процесс выздоровления в данном случае
протекает не так быстро. Исцеление же, описанное в Библии, происходит,
как правило, мгновенно, и в этом процессе всегда задействован Бог. Он
сверхъестественным образом вмешивается в ход болезни.
"И когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него" (Лук. 5:12-13).
Слово "тотчас" как нельзя более точно характеризует
чудесный характер любого божественного исцеления.
Эти два вышеупомянутых аспекта тесно связаны между собой. Господь Иисус,
неся Свое земное служение, исцелял как тело, так и душу.
"Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из
Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом,
потому что Бог был с Ним" (Деян. 10:38).
"Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними
о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял" (Лук. 9:11).
"И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие
Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях" (Матф.
4:23).
Исцелять - значит делать целым. Быть целым - значит иметь
здоровый дух в здоровом теле. Здоровым наш дух делает только Бог. Чтобы
наш дух стал здоровым, необходимо иметь близкие отношения с Богом. Чтение
Слово Божия и молитва делают такие отношения реальными.
Что такое болезнь?
Болезнь - это дисбаланс внутри человека: в его духе, душе и теле, нарушение
установленной гармонии. Этот дисбаланс может быть связан с наступлением
периода старения (отпущенный Богом срок человеческой жизни - 70-80 лет).
По определению Библии, мы - прах, и рано или поздно в прах возвратимся.
Процесс старения и связанное с ним изнашивание организма происходит помимо
нашей воли. Старение - естественная причина многих наших болезней. Мы
обречены рано или поздно сбросить нашу телесную оболочку и уйти на суд
к Богу.
Вторая причина наших болезней обусловлена грехами, которые мы совершаем.
Так, например, курящий человек подвергает себя опасности заболевания рака
легких, а женщины, совершающие аборты - болезням внутренних женских органов.
Блуд также ведет к болезни, по выражению Библии: "…блудник грешит
против собственного тела" (1 Кор. 6:18). Грех против тела одновременно
является грехом против Бога, давшего человеку это тело. Этот грех может
отражаться на детях до 3-4-го поколения: у грешных родителей зачастую
рождаются больные и неполноценные дети. В книге Второзаконие, глава 28,
перечисляются болезни, которыми человек, противящийся Богу, может заболеть:
это проказа, чесотка, короста, слепота, сумасшествие, лихорадка, моровая
язва, "оцепенение сердца" и т. д. Сюда же, по мнению некоторых
врачей-исследователей Библии, относятся сложные, неподдающиеся лечению
болезни, приводящие к ранней смерти, а также болезни, передающиеся по
наследству. Это - так называемые болезни проклятия. Причиной таких заболеваний
является сам человек, противящийся Богу.
Третья группа болезней вызвана вторжением в человека нечистых духов. Так,
когда Господь Иисус изгнал из юноши духа, вызывающего немоту и глухоту,
он стал слышать и говорить. (Марк, 9:24-25). В другом случае Иисус изгнал
из сгорбленной женщины так называемого "духа немощи", вследствие
чего женщина выпрямилась.
"В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога" (Лук. 13:11-13).
Нет смысла говорить, что болезни, вызванные проклятием, навлеченным на себя самим человеком, а также наличием в нем нечистого духа, не могут быть исцелены обычными медикаментозными средствами. Болезни, имеющие духовную причину, лечатся с помощью духовных средств. Ключ к излечению такого рода болезней - искреннее, глубокое пред Богом раскаяние в своих грехах, а также в грехах родителей. Гиппократ говорит: "Устраните причину, пройдет и болезнь". Бог напрямую связывает многие человеческие заболевания с неверием в Него. При этом Он высказывает Свою явную заинтересованность в исцелении таких болезней, называя неизменное условие: искреннее обращение к Нему.
"Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза
свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют
сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Матф. 13:15).
"Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал
слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их" (Пс. 106:17-20).
Кроме того, болезнь может быть допущена для того, чтобы на конкретном человеке были явлены дела Божии - согласно Иоан. 9:3. Болезни могут быть и следствием испытания человека, как это произошло с Иовом (см. Книгу Иова).
Мнение Церкви
Взгляд Православной и Католической Церкви на болезнь следующий. Болезни - неизбежны. Болезнь, хотя и доставляет нам страдания, вместе с тем несет нам и благо. Болезнь формирует наш характер, делает нас терпеливыми и смиренными, избавляет от гордыни. Благодаря болезням Бог может вразумлять нас.
"Или он (человек - С. Р.) вразумляется болезнью на ложе своем
и жестокою болью во всех костях своих" (Иов, 33:19).
Человек устроен мудро. Боль сигнализирует нам о неблагополучии в том
или ином органе, вследствие чего мы можем предпринять соответствующие
предупредительные меры. Бог не допускает нам терпеть боли сверх меры,
но дает и облегчение. Бог говорит о том, что кого Он любит, того наказывает.
Большинство евангельских церквей согласны с такой трактовкой Библии. Но
некоторые течения протестантизма (так называемые неопятидесятнические
и харизматические церкви) считают, что болезнь - это безусловное зло,
она - от дьявола, достаточно дьяволу противостать, и болезнь уйдет. При
этом цитируются общеизвестные слова о том, что Господь Иисус "взял
на Себя наши болезни, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:4-5). Приводятся
и другие места Писания, подтверждающие эту точку зрения. К сожалению,
очень часто подобные стихи Библии берутся в отрыве от контекста. Доктрина
о неизменном праве на исцеление содержится в вероучении многих протестантских
церквей. Болезнь в таких доктринах объявлена вне закона. Если же члены
подобных общин не получают исцеления, про них говорят, что у них слабая
вера либо в их жизни присутствует грех, препятствующий исцелению. Это
неизбежно вызывает в неисцеленных прихожанах комплекс вины, лишает их
радости пребывания в Боге.
Мы не всегда исцеляемся
Действительно, анализируя Священное Писание, мы можем видеть, что Бог
есть Бог-исцелитель. Однако мы до конца не можем понять Его логики. Одних
Он исцеляет, других - нет, равно как одни умирают молодыми, другие - старыми.
Не так давно в Санкт-Петербурге из-за болезни почек скончался 36-летний
пастор одной из евангельских церквей. За этого человека молились многие,
были проявлены чудеса веры. В церкви, которую он возглавлял, провозглашалась
доктрина "безусловного права на исцеление". Но он умер. На церкви
это отразилось не лучшим образом. До сих пор никто не может объяснить,
кому и зачем была нужна его смерть.
Таким образом, однозначных выводов мы сделать не можем. В болезни скрыта
некая тайна. Как говорит Слово Божье:
"Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему" (Втор. 29:29).
Исцелять или не исцелять - есть суверенное право Бога. Конечно, фактор веры мы не можем отрицать, но ведь и веру человеку дает Бог, производящий в нас желание и хотение по Своей воле. И при этом Бог неизменно контролирует ситуацию, преследуя зачастую только Ему известные и далеко идущие цели.
"Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют" (Иов, 5:18).
Вместе с тем мы должны признать тот факт, что духовное исцеление человека в глазах Бога всегда имело и имеет преимущественное значение над исцелением физическим. Так, Господь Иисус совершенно ясно говорит:
"И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Матф. 18:9).
Данным высказыванием Иисус допускает саму такую возможность - войти верующему
человеку с физическими дефектами в Царство Божье. И это Он считает для
человека большим благом, чем здоровым уйти в ад. Также мы можем с большой
долей уверенности сказать, что не все больные во времена служения Христа
были исцелены. В "Деяниях святых Апостолов" мы читаем о больном,
которого сажали каждый день у ворот храма - тех самых ворот, через которые
так часто проходил Иисус. И Он не исцелил этого больного! Больной исцелился
позднее благодаря проходящим мимо Апостолам Петру и Иоанну (Деян. 3:8-10).
Следует признать, таким образом, что страдания, вызываемые болезнью, приближают
нас к Богу, и Бог по этой причине допускает их в нашей жизни.
Это, однако, не уменьшает роль сверхъестественных исцелений, которые во
множестве происходят по всему миру. Мы видим сотни тысяч чудесных исцелений,
которые Бог совершает как в церкви, так и вне ее стен: в больницах, в
хосписах, в тюрьмах и т. д. и т. п. Это можно объяснить исключительно
любовью и милостью Бога к нам.
Врачи - Божьи слуги
Исследуя Библию, мы можем видеть, что болезни неизбежны. Болезни - общее всем нам наказание, провозглашенное Богом еще в Эдемском саду. Болеют все. Сам Иисус Христос назван в Священном Писании "мужем, изведавшим болезни". Мы - Его дети, мы идем по Его стопам. Тело - ветхий носитель бессмертной души - подвержено испытаниям. Болел Апостол Павел. Возможно, его болезнь носила духовный характер, как считают некоторые, однако мы читаем, что это жало было в плоти. Именно плоть и подвержена болезням. Болел ученик Павла Тимофей. Павел пишет ему:
"Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5:23).
Апостол Павел, творивший великие чудеса, исцеливший силой
Божьей множество людей, предлагает Тимофею воспользоваться обычными, естественными
в ту пору методами лечения его желудочной болезни.
Профессия врача - почетная в глазах Бога. Господь Иисус принимал по отношению
к Себе подобное обращение: "врач".
"Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя" (Лук. 4:23).
Евангелист Лука не стесняется назвать себя "Лука-врач".
Врач - Божий слуга. Он служит больному. Не случайно врачи, вступая в свою
должность, дают клятву Гиппократа, которая во многих своих положениях
содержит библейские принципы. Врачи думают о больном, сострадают ему,
проявляя чудеса милосердия. Многие из них жертвуют собой ради спасения
людей от эпидемий, разрабатывают вакцины, подвергают себя смертельной
опасности при работе с вирусами, отдают больному свою кровь и т. д. В
годы Отечественной войны санинструкторы выносили раненых с поля боя, жертвуя
своей жизнью ради их спасения. Таким образом, служа больному, врачи (независимо
от того, верующие они или нет) служат Богу, ибо:
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан.15:13).
Бог не отменяет медицину. Во времена Ветхого Завета существовали
врачи. Бог, как заботливый врач, предлагал царю Езекии приложить к нарыву
пласт из смокв для исцеления. В Новом Завете мы читаем о женщине, имевшей
сложную болезнь и "потерпевшей от многих врачей", из чего видим,
насколько было развито тогда врачебное дело.
На первый взгляд, это обычная человеческая профессия. Но вместе с тем
- это профессия, особо отмеченная Богом. Не случайно многие служители
Церкви совмещали и совмещают свою духовную профессию (исцеление душ человеческих)
с профессией врача (исцеление тела). Например, небезызвестный архиепископ
Лука Войно-Ясенецкий, светило советской медицинской науки, читал лекции
студентам, облачившись в священническую рясу. Много делает для спасения
погибающих наркоманов нынешний служитель РПЦ, доктор медицинских наук
иеромонах Анатолий Берестов.
Врачу, обратившемуся к Богу, не стоит менять профессию. В подтверждение
этого мы имеем ясное Слово Божье, обращенное к верующим врачам:
"В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом" (1 Кор. 7:24).
Врач, уверовавший в Бога и ставший христианином, должен оставаться врачом.
Подводя черту
Господь Иисус сказал однажды:
"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Лук. 5:31).
Под врачом Он подразумевал Себя. Больной нуждается во враче
- человеке. Но он также нуждается и во Враче-Боге, и в Боге - более всего.
В этом смысле даже самый здоровый человек, не исповедующий веру в Иисуса
Христа, в духовном смысле является больным.
В заключение следует отметить, что каждый человек обязан относиться почтительно
к своему телу, так как оно является вместилищем вечной души:
"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего
в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1
Кор. 6:19).
"Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят;
а этот храм - вы" (1 Кор. 3:17).
Библия может стать ключем к исцелению |
При этом мы не должны бояться болезней. И призваны мужественно встречать любое испытание в нашей жизни. Мы должны также помнить о том, что Бог может сверхъестественным образом исцелить любое наше заболевание. При этом мы не должны отвергать помощь врачей. Но даже если медикаментозное лечение не приносит успеха и человек приближается к своей последней черте, не нужно впадать в отчаяние. Напротив - верующий человек встречает смерть, как избавление. Ведь, расставшись со своим телом, он встретится на небесах с Самим Богом. И этот Бог, называемый христианами "Небесный Отец", даст ему новое тело. Это тело будет иметь новые сверхъестественные способности, оно будет подобно телу, в котором воскрес Христос. Оно не будет знать уже ни болезней, ни смерти. Оно будет вечным. Такая перспектива, безусловно, нас не может не радовать.
Сергей Романов
(из выступления на 4-й конференции медиков-христиан,
г. Санкт-Петербург, декабрь 2003)
Фото Л. Панкратова и С. Романова
|
©VZOV.RU, 2001-2003 | webmaster |
Начало Карта сайта Контакты Архив Наверх |