|
Что происходит с Церковью на Западе?
Парадоксально, но факт: сытая, благополучная Европа
откатывается от Бога. Библейские истины перестают быть нормами жизни для
западных христиан, храмы - пустеют. Почему так?
Самодостаточные европейцы
Великая Реформация стартовала в Старом Свете, который стал
в средневековье колыбелью многих новых христианских деноминаций. Казалось
бы, убедительные богословские труды реформаторов и религиозные войны нанесли
смертельный удар Западной Церкви. Однако это далеко не так. Живы ещё «паписты»,
как по привычке называют католиков лютеране, сохранившие память о непримиримой
вражде с Западной Церковью. Для этого достаточно побывать на одном из
католических праздников, скажем, в польской Гдыне. Вы станете свидетелями
того, как на улицы города выходят едва ли не все его жители. Большинство
из них в такие дни не могут даже попасть внутрь храмов и участвуют в мессе,
стоя снаружи. А что же происходит с прекрасными готическими соборами на
родине победившей Реформации в Германии или в Скандинавии? Увы, их величественной
архитектурой, живописными витражами, искусными скульптурами любуются преимущественно
туристы. Современных европейцев больше привлекают торговые и развлекательные
центры, которые не пустуют ни по праздникам, ни по будням — в отличие
от храмов. Благосостояние европейцев растёт. Растёт и мастерство врачей,
научившихся избавлять людей от многих физических страданий и продлять
их жизнь. В связи с этим многим европейцам свойственна иллюзия могущества
человека. А если человек может самостоятельно сделать свою жизнь удобной,
победить нужду и болезни, то к чему смиренно просить Бога о хлебе насущном
и молить об исцелении? Современные европейцы привыкли скорее обращаться
не к Богу, а в интернет-магазин. А что до жизни вечной, так беспечность
людей давно известна. Даже если на пачке сигарет напишут ещё более крупным
шрифтом об опасности курения, кого это остановит? «Хочу» — главный критерий
поступков человека, начиная с Адама и Евы.
Америка - 2003: пастора по найму
Однако зависимость между ростом благосостояния людей и посещаемостью
храмов не прямолинейная. В богатых Соединённых Штатах Америки, например,
существуют огромные приходы, насчитывающие тысячи прихожан. В некоторых
помещениях богослужения проводятся по выходным дням в несколько смен.
И огромные залы заполняются до отказа на каждом богослужении. Люди приходят
на службы целыми семьями. В таких церквах верующие объединены по интересам
в десятки групп — малых церквей. Однако и в этой стране не всё так безоблачно.
Если в государственных учреждениях и частном бизнесе в США представлены
все расы и предоставление работы по расовому и половому признакам строго
карается законом, то в христианских церквах США редко увидишь смешанные
по расам приходы. Афро-американцы поклоняются Богу в одних церквах, а
англосаксы тому же Богу, но в других. В одних церквах собираются верующие
преимущественно среднего достатка. В другие приезжают преимущественно
на машинах стоимостью более 100 000 долларов. Старшему пастору больших
приходов нелегко проповедовать на тему: не собирайте себе сокровищ на
земле. Его годовой доход может достигать 200 000 долларов, а среди его
прихожан немало миллионеров, которые сочтут такой призыв с пастырской
кафедры неактуальным. Церковные залы обставлены удобными мягкими креслами,
и проповедь длится, как правило, не более часа. Если пастор увлечётся
и затянет проповедь, то прихожане начинают поглядывать на часы. Ведь нужно
ещё успеть в гольф-клуб и посмотреть матч по регби. Темы проповедей не
должны слишком задевать прихожан. Например, если в зале присутствуют состоятельные
гомосексуалисты, отчисления которых в бюджет конгрегации не хотелось бы
лишиться, лучше не касаться темы содомского греха. Прихожане не возражают,
когда в проповедях говорится вообще о грехе, но не об их личных пороках,
что иллюстрируется историей об отставке пастора в одном провинциальном
городке, где жители отлично знали друг друга.
Откуда в церкви берутся извращенцы
Однажды новый пастор решил посмотреть окрестности города и спустился
к реке. Он увидел, что некоторые его прихожане вылавливают из воды брёвна,
сплавляемые вниз по реке на деревоперерабатывающую фабрику. В ближайшее
воскресенье пастор проповедовал о недопустимости воровства. Многие прихожане
подходили к пастору после проповеди и говорили: «Ваша проповедь нам очень
понравилась! Молодец пастор! Так держать!» На следующей неделе пастор
опять пошёл к реке, чтобы понять, подействовала ли проповедь. Он увидел
там всю ту же картину. Жители городка тащили из реки то, что им не принадлежало.
В воскресенье пастор более настойчиво стал говорить о том, что воровство
является несомненным грехом в глазах Божьих. Он говорил о гневе Господнем,
неминуемом для тех, кто занимается таким постыдным делом, и о грядущем
Судном дне, на котором грешников ждёт осуждение на вечную муку. Многие
прихожане сказали пастору после его проповеди: «Очень сильная проповедь,
пастор! Растрогала до слёз». На следующей неделе пастор опять пошёл к
реке и увидел тех же прихожан, которые подходили к нему после службы и
хвалили проповедь. Они воровали брёвна. В ближайшее воскресенье пастор
не только проповедовал о воровстве, но и поимённо назвал воров из своего
прихода. На следующий день собрался церковный совет, который предложил
пастору поискать другое место.
В большинстве американских церквей пасторов приглашают на работу сами
прихожане и, чтобы не потерять своё место, им нужно быть дипломатами.
В их интересах чаще проповедовать о разбойнике благоразумном, о бесконечной
доброте и милосердии Божьем. О том, что Бог готов простить всех и для
всех приготовил место в Своём Царстве. А вот упоминать конкретные грехи,
свойственные прихожанам, следует осторожно. Это свойственно и протестантским
церквам Старого Света. В результате многие церкви на Западе стали местом,
где любой извращенец может чувствовать себя уютно. Ему никто не укажет
на его грех, а если и сделают это, то в очень мягкой форме. Ему будут
повторять о том, что Бог любит и его. Комфорт и всепрощение — вот что
привлекает многих нераскаявшихся грешников в современных западных христианских
церквах. Ну а чтобы грешникам было совсем спокойно, они сами ставят таких
же грешников своими пасторами и епископами. Избрание гомосексуалистов
на пастырское служение стало на Западе далеко не редкостью. Об этом, в
частности, свидетельствует недавнее избрание епископом Епископальной Церкви
США гомосексуалиста, открыто в течение 10 лет живущего с мужчиной.
А как дела у нас?
К счастью, в нашей стране подобного не происходит. Легенда гласит о том,
что Великого князя Киевского, Владимира посетили однажды представители
Западной Церкви и предложили русским проводить богослужения на западный
манер. Как будто бы князь резко ответил гостям, что русские пред Богом
стоят, а они, иноверцы, сидят. Оттого не бывать на Руси их поганой веры.
Было ли это так или нет, но очевидно, что не комфорта и неоправданной
успокоенности ищут в церквах наши соотечественники. И это не определяется
только отсутствием достаточных средств, чтобы установить в богослужебных
залах удобные кресла. У нас христианскую веру воспринимают не только как
неотъемлемую часть культуры народа и общественных традиций, но как внутреннюю
потребность пронести свой крест с Божьей помощью, насколько хватит сил.
Такое традиционное для нашего народа жертвенное отношение к вере, внутренняя
готовность исполнить заповеди Господни, даже если это связано с неудобствами,
безденежьем и страданиями, является некоторой защитой от пороков западного
христианства, выраженных в неосуждении греховного образа жизни прихожан,
в их успокоенности, самодовольстве, нежелании поступиться даже малейшими
удобствами.
Что делать и как быть?
Общество западных стран чрезвычайно озабочено укреплением своей демократии,
в частности, защитой прав и свобод личности. Пока мы можем констатировать,
что стремление во всём соблюсти права личности привело на Западе к терпимому
отношению к порокам прихожан в ущерб библейским истинам; к забвению недвусмысленных
запретов Бога на рукоположение женщин; к оправданию гомосексуалистов и
супружеской неверности. Возможно, и нашему обществу вскоре придётся столкнуться
с теми же проблемами по мере того, как оно становится всё более открытым.
Александр Боголюбов,
специально для «В. З.»
Фото Р. Беницкого, ФМ, 1-2, 2002
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|