Что такое карты? Так ли безобидно
увлечение ими?
И что означает их таинственная символика?
Не угаси огонь души -
ты не гадай, не ворожи!
|
«Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель,
ворожея, чародей...
ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это».
(Втор. 18:10-12)
|
Гадание на картах
С древних времен люди стремились предвидеть
грядущие события. Каких только гаданий не было в минувшем.
Вот несколько названий гаданий прошлого: беломантия — гадание
при помощи стрел; гепатомантия — гадание на печени; элевромантия
— на муке; электриомантия — с помощью петуха; гаруспиция —
гадание по внутренностям животных; ботаномантия — гадание
по листьям; гидромантия — гадание на воде; дикталомантия —
с помощью кольца; кантомантия — гадание с дымом; пиромантия
— по огню; иеромантия — с воском на воде; клейдомантия — с
ключом; коскиномантия — с решетом...
Конечно, ни одно из этих гаданий и все они
вместе не могут предсказать, что произойдет с человеком в
будущем, но здесь помогают хитрость, изворотливость гадателя,
его наблюдательность, а иной раз и осведомленность. Кроме
того, помогают недосказанность, неясность трактовки, двусмысленные
пророчества. В древние времена предсказатели шли на открытый
обман: в некоторых храмах жрец-предсказатель сам садился внутрь
идола, изображавшего бога, и вещал оттуда.
У нас особенно широко распространено гадание
на игральных картах. Такие ворожеи обычно говорят: «Вам предстоит
дорога», «Вас ждут дела в казенном доме», «У вас будут неприятности,
но, в конце концов, все обойдется благополучно» и т. д. Но
ведь так нетрудно предсказать судьбу любому. Гадалка говорит
о предстоящей дороге, но не уточняет, куда, когда и по какому
поводу будет эта дорога. Удивительно ли, что такое пророчество
сбывается? Ворожея произносит общие фразы, а события к ним
суеверный человек подберет сам. Нужно лишь, чтобы этот человек
верил гаданиям.
Так называемые «игральные карты», имеющиеся,
к несчастью, во многих домах, есть орудие бесообщения, посредством
которого человек непременно входит в контакт с демонами —
врагами Бога. Все четыре картежные «масти» подразумевают не
что иное, как Крест Христов, вместе с другими равнопочитаемыми
у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями,
то есть все то, что было орудиями страдания и смерти Божественного
Искупителя.
Если знать о том, что игральные карты невозможно
использовать в других целях, кроме осквернения христианских
святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль
карт в «гаданиях» — этих гадких исканиях бесовских откровений.
Так, «трефы» — это хула беснующихся картежников
на специально для этого изображаемые кресты, называемые еще
ими «крести». Картежная масть «вини», или иначе «пики», хулит
евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина
Сотника.
Картежная масть «черви» хулит евангельскую
губку на трости.
Картежная масть «бубны» хулит евангельские кованые четырехгранные
зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя
ко древу Креста.
Распятый со Христом нераскаянный разбойник,
подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына
Божия и по нераскаянности навсегда отправился в преисподнюю;
а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на
кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем
помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого
другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в
жизни, никакого другого объединяющего или вдохновляющего нас
знамения, кроме единственного спасительного знамения непобедимого
Креста Господня.
При разговоре о гадании, в какой бы форме
оно ни было, надо помнить, что гадающие служат дьяволу; Бог
ничего не открывает тем, кто таким образом пытается узнать
будущее. Иногда суевер доходит даже до кощунства, до явного
осквернения святыни: он может использовать воск от освященных
в храме свечей с целью гадания или «лечения», что является
одной из форм колдовства.
«Многим из христиан, — говорит св. Василий
Великий, — кажется безвредным собирать приметы и слушать истолкователей
примет... Люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес,
хладнокровно впадают в сей вредный порок... Что бедственнее
такой жизни — все подозревать, во всем видеть препятствие,
когда все должно возводить душу нашу к Богу? Еще древле, по
закону Моисееву, чарования, волхвования, ворожба, птицегадания
отринуты как изобретения демонов.
Сказано: «Не гадайте» (Лев. 19:26); «ибо
народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей,
а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18:14). Кто может
советоваться с оправданиями Божиими, тому неприлично брать
в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели,
существа неразумные».
Блаженный Августин также строго осуждает
гадания. «Последствия их, — говорит он, — не для всех бывают
одинаковы, но большею частию сообразны с мыслями и предубеждениями
каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане,
льстят ему доставлением того, что, как они видят, сообразно
с его ожиданием и хотением». «Вообще, — замечает он, — на
мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных
предубеждением человеческим в некотором отношении, не иначе
надобно смотреть, как на некоторый договор и условие со злыми
духами.
Люди, пристрастившиеся к пагубной науке
гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться
над другими и обманывать их, за такое пристрастие свое по
некоему тайному суду Божию подпадают нередко влиянию падших
ангелов, коим попускается иногда иметь некоторое влияние на
низшую часть мира. От сих насмешек и обманов злых духов происходит
то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда
действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и
будущего и сказывает им немало такого, что впоследствии оправдывается
отчасти событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают
их любопытство, вследствие чего они более и более запутываются
и запутывают других в сети зловредного заблуждения... Даже
верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки
предсказывать. Посему святотатственное искусство, при помощи
которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого
отвращения и проклятия, хотя тень оная, будучи представлена
царю Саулу, предрекла ему истину».
Ворожба по Библии (где развернется)
Люди могут гадать по Библии, открывая и
читая ее наугад, а также верить в особое значение определенных
молитв и религиозных заклинаний. Они могут ставить Писание
и слова из церковных молитв наряду с гадательными книжками
или картами. Однако в Слове Божием, в духе которого составлена
большая часть церковных молитв, нет двусмысленных мест, которые
бы разъясняли для человека желаемый вопрос. Оно светит человеку
(между прочим, и предсказаниями будущего) только для спасения
души, а не для разгадки каких-либо иных вопросов. В Номоканоне
(при большом Требнике) сказано: «...суду подлежат... иже ключи
во Псалтирь влагают, оттуда ложная вещающе... иже (употребляют)
молитву нежита» (или от лихорадки, сюда же нужно отнести заклинание
или заговариванье истекающей крови); «вся сия от бесов действуются»
(ст. 20).
(Из книги «О суевериях
и предрассудках», М., 2002 г.)
|