Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

Чеченские христиане - кто они?

продолжение


Привычный городской «пейзаж»

По дороге в Гудермес

   Через несколько дней мы распрощались с гостеприимными хозяевами и поехали в Гудермес — посетить тех, кто верит в Иисуса или просто сочувствует христианам. Когда мы объезжали Ханкалу, буквально над нашими головами прогрохотали два боевых вертолёта. Пилоты стараются лететь как можно ниже, потому что низко летящий вертолёт сложнее сбить.
   — Низко пошли, прям как в анекдоте, — комментирует Аллан.
— В каком анекдоте?
   — Да так, чёрный юмор чеченской столицы. В общем, идут три старых чеченца по дороге. Вдруг прямо над головами пролетает вертолёт. Первый говорит: «Низко пошел, наверно, к дождю…» Второй: «Может, не к дождю, может, к туману…» Третий вздыхает и говорит: «К дождю ли, к туману ли, только бы не к граду».
   — Ну и в чём тут юмор? — спрашиваю я.
— Установка залпового огня называется «Град».
— Да, юмор действительно чёрный…
   По карте от Грозного до Гудермеса рукой подать, ехать недалеко, если бы не блокпосты. Стоит страшная жара, но весь личный состав в бронежилетах, отчего он становится только более раздражительным. К тому же Аллан говорит, что впереди пост, на котором его в прошлый раз обстреляли. Стреляли, конечно, не в него, а по зарослям, или, как здесь принято говорить, по «зелёнке», но всё равно оказаться на линии огня не особо приятно.
   Не сговариваясь, мы начинаем молиться задолго до подъезда к блокпосту. Наконец машина останавливается перед щитом с надписью «Стой! Стреляем без предупреждения!». Для проверки документов к нам подходит немолодой контрактник с усталым лицом. Увидев удостоверение Аллана и разобрав на нём словосочетание «права человека», он как будто просыпается и со злостью произносит:
   — Права человека, значит, защищаете, а мои права кто защитит?
Глаза контрактника блестят подозрительным блеском, спиртным от него не пахнет, так что в голову лезут нехорошие мысли.
   — А кто посягает на ваши права? — спрашиваю я как можно серьёзнее.
— Да вот, стоим тут весь день в бронежилете, на этой жаре, с ума сойти можно, и не снять — приказ!
   — Да-а, — говорю я сочувственно, — это прямое и явное ущемление фундаментальных конституционных прав.
   — Правильно! Вы слышите, ребята, — обращается он к сослуживцам, — ущемление конституционных прав.
   Пока весь блокпост увлечённо обсуждает правовые вопросы, мы потихоньку уезжаем.
   Глядя на мою счастливую физиономию, Аллан говорит:
— Рано радуешься. Главное не въехать, главное выехать, — и задумчиво произносит:
   — Гудермес — страна чудес…

«Иисус на БТРах не ездил»

   В Гудермесе мы останавливаемся у друзей и, по законам кавказского гостеприимства, сразу оказываемся за столом. Однако мы не успеваем выпить и чашки чая, как появляются соседи и друзья хозяина. Для нас с Алланом это прекрасный повод для проповеди. Вообще говорить с мусульманами о Христе иногда даже легче, чем с доморощенными российскими язычниками. Главное — это знать и уважать мировоззрение собеседников.
   Коран называет Иисуса (Ису в коранической интерпретации) одним из пророков, предшествовавших Магомету. Также там сказано, что Иса есть Слово и Дух Всевышнего. В начале беседы можно опираться на эти факты, известные образованным мусульманам, а в разговоре желательно употреблять знакомые термины. Иисус — Иса, Авраам — Ибрагим, Соломон — Сулейман, и так далее. А главное — никаких оскорбительных выпадов по поводу Магомета и Корана. Это не только некорректно, но и небезопасно.
Есть ещё один немаловажный момент. Мусульмане бывают очень разные. Я не имею в виду конфессиональные различия между суннитами, шиитами или суфиями. Это не особенно актуально для Чечни, где сунниты составляют большинство. Но в каждом направлении ислама есть как номинальные мусульмане, так и настоящие ревнители. Последние в большинстве своём люди начитанные, ищущие Бога и к тому же весьма уважительно относящиеся к священным книгам, включая и Инжил — Новый Завет. Именно с такими исламскими богоискателями мы встретились в Гудермесе.
   С самого начала разговор коснулся военной темы, и один из наших собеседников заявил, что война в Чечне — это противостояние христианства и ислама. Мы были готовы к такому повороту нашей беседы, но сначала предложили выяснить, кто такие настоящие христиане.
— Вот, по-вашему, кто есть истинный мусульманин? — издалека начинает Аллан. — Может быть, тот, кто бойко болтает языком, но не ходит в мечеть, не совершает намаз, не читает Коран? Зато регулярно пьёт водку и закусывает салом?
   После упоминания о сале наши собеседники начинают улыбаться. Всем понятно, что человек, который ест свиное мясо, мусульманином не может быть по определению.
   — Если я правильно понимаю, — продолжает он, — то настоящий мусульманин должен выполнять всё предписанное в Коране.
   — Естественно, — кивают головами наши собеседники. — Отвергающий Коран порочит слово Аллаха и не идёт по пути верных.
   — То же самое и с христианством, — говорит Аллан. — Многие называют себя христианами, но их жизнь говорит об обратном. Настоящий христианин поступает так, как поступил бы на его месте Иса. А в Инжиле, или Новом Завете, я ни разу не видел Ису ни с мечом, ни с автоматом Калашникова. Вы можете представить себе Ису, въезжающего в Гудермес на БТРе? Он сам никого не убивал и не призывал убивать. Так что если вы хотите знать, каков настоящий христианин, то я вам скажу — это тот, кто поступает так, как поступал Иса.
   Мы ещё довольно долго беседуем о разных богословских вопросах. К счастью, наши собеседники не затрагивают вопрос Троицы, один из самых трудных для восприятия мусульманина. Через несколько часов мы прощаемся с хозяевами, а гости расходятся по домам. Никто из них, по крайней мере сегодня, не исповедовал Иисуса как Господа и Спасителя, но они ушли явно задумавшимися.
   Обратная дорога из Гудермеса в Моздок занимает меньше времени, чем обычно. По-видимому, Господь услышал наши молитвы, и нас не тормозили ни на одном посту.
   — Слышь, Антоха, — довольным тоном говорит Аллан, — как мы домчались, а? Чудеса, да и только!
   — Ты же сам говорил, что это страна чудес, — отвечаю я Аллану.
— Когда? — вспоминает он.
   — После поста, ты что, не помнишь? «Гудермес — страна чудес: не помолился и исчез!» — добавляю я вторую часть.
   Весь остаток пути то Аллан, то я со смехом повторяем эту присказку.
Пересекая границу Северной Осетии, я ловлю себя на том, что вздох облегчения невольно вырывается из груди. А Моздок, в который мы въезжаем поздним вечером, кажется мне таким замечательным, почти родным.

Вместо эпилога

   Уже после моего возвращения домой я был на одном богослужении, где друзья спросили меня:
   — Пастор Антон, чем мы можем помочь чеченским христианам?
— Молитвой, — сказал я, — ведь Церковь — это единый организм, и если кто-то в ней страдает, страдают и другие ее члены.
   А другой брат, крепко пожав руку, сказал:
— Слушай, Антоха, ты настоящий герой! Съездить в Чечню и вернуться живым! Молодец!
   На что я ответил:
— Это как посмотреть. Если посмотреть глазами питерца, то, может быть, я действительно похож на героя. Но если посмотреть на это глазами чеченских христиан, то в моём визите нет ничего особенного. Я приехал и уехал, а вот те, кто там остался, они-то и есть настоящие герои!

Пограничный блокпост

Антон Абрамов,
С.-Петербург — Моздок — Грозный —
Гудермес — Моздок — С.-Петербург
Фото автора
www.teocrat.ru

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх