10 лет Абхазия была закрытой
страной. Туда и сейчас не ходят поезда. Но этим летом для русских
туристов открыли границу. Мы поехали и провели там незабываемый
день.
На границе тучи ходят хмуро...
На границе, похожей на свалку
(и с нашей, и с абхазской стороны) валяются скомканные газеты,
смятые пакеты, разбитые бутылки. Нам повезло — нас пропустили
быстро.
В автобус входит абхазский экскурсовод — мальчишка
лет 18-ти, с открытым и симпатичным лицом. Его зовут Ахра, что
в переводе означает «скала» (а если прочитать наоборот, получится
«долина»).
— Здравствуйте! Вы находитесь на территории
независимого государства Абхазия. Численность населения — 320
000 человек. У нас есть свой флаг, свой гимн и свой герб. Наш
президент — Владислав Григорьевич Ардзинба. И мы хотим присоединиться
к России.
Автобус мчится по трассе вдоль берега моря.
Ахра рассказывает, что такой удивительной страны, как Абхазия,
больше нет. Здесь есть разные зоны — субтропики, тропики, леса,
луга и вечные ледники. Здесь растут редкие виды деревьев — пицундская
реликтовая сосна, тисс ягодный («алмазное дерево», в год вырастает
на 2-3 мм), болотный кипарис... Здесь находятся древние храмы
и крепости. Сюда, на территорию легендарной Колхиды, приплыли
за золотым руном аргонавты. Здесь любил отдыхать Сталин.
Народу Абхазии — 7000 лет. Сначала абхазы были
язычниками, потом приняли православие, потом их покорили турки
и стали насаждать ислам. После присоединения к России (1810 г.)
православие стало возрождаться. Потом были годы советского безбожия...
В голове современных абхазов — каша из христианских
и языческих понятий. Ислам, похоже, так и не прижился. Мечетей
нет — не сохранились.
|
Любой может на минуту ощутить себя абхазом
|
Сколько стоит независимость
Проезжаем пустынные пляжи, залитые солнцем.
Купаться здесь некому. А раньше это были престижные курорты. Раньше
— это до развала СССР, до грузино-абхазского конфликта.
Машин на дороге почти не встречается. Попадаются
российские фуры с большими буквами «МС» (миротворческие силы).
О том, что здесь была война, напоминает все
— дома, недостроенные и брошенные, разбитые снарядами, с пустыми
окнами, закрытые санатории. Маленькая страна так и не смогла оправиться
от удара. Больше всего пострадали Сухуми и Гагры. Отстраивать,
похоже, ничего не собираются — нет денег. Из новых построек —
только белые стеллы, возведенные
«в память погибших в Отечественной войне 1992-93 гг.».
Сейчас трудно понять, кто первым развязал этот
конфликт. Но если вспомнить историю — в 1931 г. Абхазию включили
в состав Грузинской ССР (а до этого она была самостоятельной республикой).
В 1957, 1967, 1978, 1989 гг. — массовые выступления абхазов с
требованиями вывода Абхазии из состава Грузинской ССР. В 1990
г. Верховный Совет Абхазии принимает декларацию о суверенитете
республики. Потом была война — жестокая, с тяжелыми потерями для
обеих сторон. Абхазы потеряли 7000 убитыми. 7000 — цифра для такой
страны огромная. В Женеве подписали Меморандум о понимании.
|
Здесь до войны жили люди |
Позже грузинские СМИ обвиняли Россию в неофициальном
оказании военной помощи абхазам. Писали, что Абхазия начинала
войну, имея 2 БТРа и 1 БМП. Летчик был всего один, квалифицированных
артиллеристов вообще не было. Русские подарили абхазам множество
гаубиц, танков и БМП, установки «игла» и «град», послали на помощь
спецназ, ВДВ, предоставили кредит на большую сумму, а во время
штурма Сухуми расставили по периметру Синопской горы гранатометы
через каждые 10 метров и открыли такой шквальный огонь, что город
пришлось сдать.
Что здесь правда, что нет — разберутся историки.
Интересен тот факт, что в штурме города Гагры участвовал Шамиль
Басаев со своим отрядом (Чечня тогда еще не конфликтовала с Россией).
Сейчас здесь никто ни в кого не стреляет. Городу
Сухуми вернули его прежнее название — Сухум. Грузин не осталось.
Наверно, были виноваты обе стороны, раз пролилась кровь и люди
продолжают ненавидеть друг друга.
Летний полдень в Гаграх
Въезжаем в Гагры. По аллеям эвкалиптов и камфорных
лавров, мимо парка Приморский и колоннады «Фонтан»... При виде
изувеченных зданий сжимается сердце.
Но Ахра улыбается. Он говорит, что город все
равно очень красивый. Что санатории, изрешеченные осколками, уже
открыты, и в них можно отдыхать. Что на местном стадионе пел «сам
Авраам Руссо». Что открыт ипподром, и абхазы празднуют там День
Победы — 30 октября. И если мы приедем осенью, мы просто влюбимся
в этот город, потому что в это время рвутся кронами в небо, как
золотые пожары, огромные деревья
— ликвидамбары.
А монахов в море утопили...
Мы подъезжаем к Новому Афону. Это — один из
центров паломничества христиан. Вид потрясающий: на склоне горы
— огромный белый монастырь, купола полыхают на солнце, а вокруг
стоят, как свечи, темно-зеленые кипарисы.
|
Горят свечи Новоафонского монастыря |
Монастырь носит имя Апостола Симона Кананита. Апостол родился
в Кане Галилейской, был сыном святого Иосифа, братом Господа по
родству. Первое чудо, которое совершил Спаситель — претворение
воды в вино — произошло в доме Симона. Пораженный чудом, Симон
всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного
Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование
«зилота», то есть «ревнителя». Он проповедовал учение Христово
языческим племенам Абхазии и принял мученическую смерть. Здесь
находится его могила и келья, в которой он жил.
В начале XX века монастырь процветал. При нем
работали разные мастерские, были две большие пасеки, винодельня
и несколько заводов. Всюду было проведено электричество и горячая
вода.Трудолюбивые иноки возделали огромные участки земли, посадили
лимонные и мандариновые сады, виноградники... У них были даже
свои корабли.
После революции монастырь закрыли. Монахи отказались оставить
обитель. С ними расправились очень жестоко: 200 человек утопили
в море, еще большее число расстреляли.
В монастыре устроили турбазу, потом — во время
грузино-абхазской войны — госпиталь для абхазских военных. Президент
Ардзинба дал слово вновь открыть монастырь, если Бог поможет абхазам
отстоять независимость. Война закончилась. Обитель начали восстанавливать.
Сейчас здесь живут 20 монахов.
|
Новоафонский монастырь
|
Шагая по дороге грешников
В соборе святого Пантелеймона мы ставим свечи.
Мы поднялись сюда по Дороге Грешников. Однажды монахи бросили
клич: «Кто хочет освободиться от грехов — приезжайте на Новый
Афон!» Бросали все дела и приезжали. Монахи предлагали необычный
способ: взвалив на плечи камень, проползти с ним по дороге, ведущей
в храм. Тяжесть камня соответствовала тяжести греха.
Дорога вела в гору. Она была длинной. Но это
не могло остановить людей, которые хотели освободитья от своих
грехов. Задыхаясь под тяжестью ноши, люди карабкались к храму.
Там, наверху, они бросали камни и таким символическим образом
обретали свободу. Потом этими камнями монахи вымостили дорогу,
а вдоль нее посадили кипарисы.
Процесс идет
Нам улыбаются местные жители. Они продают фрукты,
высокогорный мед, мандариновый сок и вино. Для большинства из
них это единственная возможность заработать. Мы спрашиваем Ахру:
— Ну, и что вам дала независимость?
Он все время шутит, но когда речь заходит об
этом, становится очень серьезным.
— Мы от грузин освободились.
— А чем Россия лучше, чем Грузия? Мы что вам,
по культуре ближе?
— Да нет, у нас своя культура. Но они же хотели
нас оккупировать,
а Россия...
(А Россия, значит, ничего, пусть занимает.)
— Что же вы дальше-то будете делать?
Ахра многозначительно улыбается.
— Присоединяться к вам, что еще. Не сразу, конечно.
Но процесс идет.
У большинства уже есть российское гражданство!
Две легенды
Озеро Голубое, кристально чистое, с ледяной
водой. О нем сложены две легенды — смешная и грустная.
Жили-были старик со старухой. Старик ушел в
горы охотиться. Возвращаясь, он набрел на это озеро и решил искупаться.
Случилось чудо: вода вернула ему молодость! Молодой и красивый,
он вернулся домой, но старуха его не узнала и в дом не пустила.
Кое-как объяснив, что случилось, он отправил ее на озеро купаться.
Прошло три дня. Старуха не возвращалась. Волнуясь, бывший старик
пошел на озеро. Жены нигде не было, а по берегу ползал младенец:
старуха перекупалась.
Вторая легенда рассказывает, что когда-то на
берегу жил старик с голубыми глазами. Он был хороший охотник.
Как-то раз к нему зашли два парня. Они увидели у него много шкур
разных животных и захотели взять их себе. Просить было стыдно,
поэтому они убили старика и бросили его на дно озера. И вода в
озере стала голубой, оттого что на дне лежит бедный старик с открытыми
голубыми глазами.
В Новоафонской пещере
Садимся в маленькую электричку, полтора километра
летим по подземной узкоколейке.
Пещеру открыли в 1961 году. С незапамятных времен
местные жители знали, что на склоне Иверской горы есть огромная
впадина. Ее называли Бездонной ямой. Первым, кто рискнул туда
спуститься, был 16-летний мальчик. Веревки хватило на 35 метров.
Он заглянул в черный провал и поднялся наверх, жалея, что не смог
достать до дна. На помощь пришли спелеологи.
Заходим в подземный зал. Дыхание перехватывает.
Он — громадный! Темный свод распростерся, как небо. Вокруг — завалы
многотонных глыб. Мы стоим на бетонной дорожке, убегающей в Неизвестность.
Проводник — пожилой добродушный абхаз — говорит, что залов восемь.
Есть много боковых ходов и галерей. Есть озера, они разливаются.
Мы идем дальше. Прожектора за нами гаснут, и
громадные пространства погружаются во мрак. Здесь лучше не теряться.
А если вдруг?.. Ну, по бетонной дорожке, держась за перила, наверно,
куда-нибудь выйдешь. Но придется понервничать. Идти в кромешной
темноте, слыша только звук своих шагов, через огромные залы, в
которых свободно может уместиться 14-этажный дом — это тебе не
семечки щелкать. Еще здесь живут летучие мыши (нам они не попались).
Залы не похожи один на другой. У каждого свое
название. Перед нами встает то каменный череп с разинутым ртом,
то 3-метровый сталагмит, то вдруг из нагромождения камней вырастает,
как сон, Белая гора, на вершину которой падают искрящиеся в лучах
света капли. Есть зал, в котором замечательная акустика. Раньше
там выступали артисты Абхазской государственной капеллы.
В одном зале мы долго идем по узкому мостику
над необъятной глиняной равниной. В слабом свете прожекторов,
под звуки заунывной музыки, которую включил наш проводник, длинная
цепочка людей на многометровой высоте кажется какой-то сказочной
процессией. Словно горные гномы идут на разведку.
Чем дальше, тем красивее. Сталагмиты — желтые,
красные, голубые, темно-фиолетовые и даже черные. Они вырастают
в удивительные формы — то спящий олененок, то русалочка на камне
обхватила руками колени.
В последнем зале нам навстречу низвергается белой лавиной 20-метровый
каменный водопад. Зал похож на дворец. Сталактиты не свисают вертикально
вниз, а струятся по неровностям стен, словно складки старинных
портьер. Здесь есть даже огромный белый трон с роскошным балдахином,
ниспадающим небрежными складками.
Замерзшие, но счастливые, мы выбираемся на поверхность.
О чем же думали Апостолы?
По дороге мы умывались и пили несчетное количество
раз. Вода в абхазских речках непривычного бирюзового цвета. На
каких водопадах мы побывали!.. Молочный водопад, названный так
из-за цвета бурлящей воды, похожей на кипящее молоко. Водопад
Девичьи Слезы и — рядом с ним — Скупые Мужские Слезы (такие скупые,
что их не разглядеть в расщелинах скалы). Были высоко в горах
— там, где снимали сказку про Василису Прекрасную и фильм «Кавказская
пленница». Мы видели громадные каньоны (сорвешься с обрыва — устанешь
лететь) и изумительной красоты озеро Рица, с темно-синей водой,
неподвижной, как зеркало, в полукольце синих гор.
|
У водопада в окрестностях озера Рица |
Считается, что первыми проповедниками в Абхазии
были Андрей Первозванный и Симон Зилот. Интересно, о чем они думали,
когда впервые увидели эту красоту? Может,
о том, что абхазы должны быть как-то по-особенному благодарны
Богу, поселившему их на такой чудесной земле? Без Господа в сердце
и рай — не рай. А сейчас? Народ страдает, но никто к ним не приходит
и не едет. Миссионеры едут в такие города, как Питер, где им просто
нечего делать.
Стемнело. Наш автобус мчится по шоссе. Света
в домах почти нет. Экономят, что ли? Или перебои с электричеством?
Перед самой границей прощаемся с Ахрой.
Уезжаем со смешанным чувством восторга и боли.
Наверно, нас сюда еще потянет — искупаться в голубой абхазской
водичке.
Прощай, Абхазия!
Ксения Романова,
спецкорр. «В. З.»
Фото С. Романова