|
говорит наука
Самое древнее доказательство
земной жизни Иисуса
урна с прахом
Ап. Иакова |
В октябре прошлого года в библейской археологии произошла
сенсация. Было это так. Один из тель-авивских коллекционеров Одед Голан
пригласил к себе французского фило-лога, профессора Сор-бонны Андре Лемера,
чтобы тот изучил его экспонаты. Разглядывая древние предметы, Лемер заинтересовался
надписью на оссуарии (каменной урне). На одной из стенок ее вырезано на
арамейском языке: «Yakov bar Yosef a khui Yeshua» («Иаков, сын Иосифа,
брат Иисуса»). Возраст урны — не менее 2 тысяч лет. Оба эти фак-та навели
на мысль, что именно здесь хранятся останки Иакова — старшего сына Иосифа
Обручника от его первого брака с Соломо-нией, сводного брата Иисуса из
Назарета, ученика и Апостола, которого в святцах мы именуем св. Апостолом
Иаковом, братом Господним.
Если б эта гипотеза « подтвердилась, открытие имело бы огромное
значение для христиан всего мира. До появления этой урны самым ранним
из свидетельств земной жизни Христа был фрагмент папируса, принадлежащий
еван-гелисту Иоанну и дати-рованный 125 годом нашей эры. Кроме того, эта
известняковая урна может стать первым звеном в цепи, связывающей Иакова,
Иосифа и Иисуса», — сказал профессор Лемер журналистам.
Начались исследования. Что ученые установили к нынешнему
дню? Лемер датирует надпись 63 годом от Р. Х. На это есть исторические
указания. В первом веке нашей эры из-за большой плотности населения и
необходимости экономить место на кладбищах у евреев появился обычай переносить
истлевший прах своих умерших из погребальных пещер в оссуарии (костницы).
Эти прямоугольные ящикиурны, сделанные из местного известняка, складировались
в пещерах. Такая практика прекратилась после разрушения еврейского храма
в 70 году от Р. Х., что точно известно.
На еще одну историческую веху указывает археолог Уиверингтон:
«Согласно историку Иосифу Флавию, Иаков жил и умер в Иерусалиме, а находка
оссуария показывает, что он был и погребен в Иерусалиме, а не в своей
родной Галилее. По свидетельству Флавия, Иаков был убит в 62 году от Р.
Х., что примерно совпадает с предполагаемой датой изготовления ковчега».
Внутри оссуария не было найдено самих костей Иакова — первого епископа
Иерусалима, потому что христиане, бежавшие из города во время Иудейской
войны, могли взять останки с собой, чтобы предотвратить их осквернение
римлянами.
Теперь о содержании надписи. Хотя все три имени (Иосиф, Иаков,
Иисус) были довольно распространены в древние времена, но статистическая
возможность их появления в такой комбинации (отец, сын, брат) крайне маловероятна.
К тому же упоминание о брате на оссуарии — вообще вещь редчайшая. Это
все равно, как если бы сегодня на памятниках писали не только фамилию,
имя и отчество (упоминание об отце), но также сообщали о сестрах, братьях
покойного и т. д. Это неслыханно сейчас, также было неслыханно и в Иерусалиме
I века от Р. Х. Оссуарии надписывались лишь для того, чтобы их можно было
различать и совершать над ними молитвы. Из этого следует, что упомянутый
в надписи Иисус был весьма и весьма значим для евреев той поры. Им мог
быть только один сын Иосифа и брат Иакова — Иисус Христос.
Исследователь Р. Эйзенман утверждает: вначале на урне и не
было упоминания о брате, оно сделано позднее, в V-VI веках, христианами,
почитавшими брата и Апостола Христова. Это подтверждает и Р. Альтман,
специалистка по системам письма эллинистического времени. По ее мнению,
первая часть («Иаков, сын Иосифа») вырезана рукою хорошо образованного
человека, там буквы с окончаниями в виде клиньев. Такое клиновидное письмо
было характерно для официальных, государственных документов. Другая часть
надписи («брат Иисуса») использует арамейские и африканские шрифты, типичные
для сельской местности. Вторую надпись она датирует III-IV вв. от Р. Х.
Ивот что еще примечательно. Все оссуарии у евреев были стандартные,
непременно прямоугольные, ровные (для удобства складирования), размером
60х30х35 сантиметров. Оссуарий Иакова же — 51 см в длину и 28 см в высоту,
причем трапециевидной формы. Его форма не подходит для массового складирования,
и, как видно, он предназначался для особого погребения. Лабораторные тесты,
проведенные Институтом геологии в Израиле, подтверждают, что известняк,
из которого изготовлена урна, был взят в области Иерусалима. Патина —
тонкий налет, образующийся на камне от времени, — имеет форму цветной
капусты, такого рода налет обычно образуется в пещерной среде, и, что
более важно, к нему не примешано никаких следов современных материалов.
В середине ноября оссуарий Иакова привезли в Онтарио, показать
канадским специалистам. Пока его везли, в известковой урне расширились
трещины (до одного миллиметра) и появились новые. Так что, помимо исследований,
началась и ее реставрация...
Исследования продолжаются — и появляются все новые факты.
Эксперты нашли следы красной краски (ей украшали урны как раз в период
50-70 гг. по Р. Х. ). Специалистами тель-авивского университета проведен
тщательный статистический анализ имен всех Иаковов, живших в ту пору в
Иерусалиме. Ответ один — это тот самый Иаков.. Надписи на оссуариях и
прежде подтверждали подлинность библейских событий. В 1990 году по надписи
была обнаружена могила Каиафы, первосвященника, который, согласно Библии,
предал Иисуса римлянам. Также около 40 лет назад археологи нашли надпись
на памятнике, в которой упоминалось имя Понтия Пилата. Это были те, кто
преследовал Христа.
(По материалам информ-агентств)
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|