Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете


До конца, до тихого креста, пусть душа останется чиста...


Народному композитору Александру Морозову – 55 лет!
Александр Морозов — хитрый. «Давай материал о тебе сделаем, — сказал ему я. — Все-таки 55 лет на носу. Интервью давай запишем!» — «Интервью? Да ты и так все знаешь! Напиши воспоминания…» — «Это, Саша, несерьезно! Скажи живое слово!»

Не сказал. Ушел из своего офиса (что в гостинице «Россия» находится) на очередную встречу с очередной эстрадной звездой. С Кобзоном, кажется. А я уселся за компьютер и принялся вспоминать...


Что же я вспомнил? Как в 82-м я ввалился в его квартиру с кипой стихов. Смотрел он на меня серьезно, проницательно. И все подробности выспрашивал. Приценивался: мол, достойный ли человек, не проходимец ли? Шутка ли — из родной Уфы уехал, семью оставил, песни писать задумал…

До встречи с Александром Сергеевичем я обошел многих композиторов Москвы и Ленинграда на предмет сотрудничества. Уже звучала в эфире моя первая песня, написанная в соавторстве с Давидом Тухмановым — «Бреду по желтым склонам» (ее исполнял молодой и неизвестный тогда Валерий Леонтьев). Несмотря на несомненный успех, меня не признали. Московские мэтры слушать не хотели: из Уфы? Поэт? А образование? А сборники? А деловые связи? Увы! — я был невыгодный для многих поэт.

А вот с Морозовым разговор получился. Хотя и не сразу. Но зато какой разговор! Он тянется уже без малого 20 лет! Мы повлияли на судьбу друг друга. Разница в возрасте почти в 10 лет не помешала нам иметь равноправие в этом диалоге. От Саши исходило тепло, которое согревало меня в лютые житейские стужи. А я дарил ему свой оптимизм, когда ему было плохо. И всегда верил в его талант…

Что же меня так затронуло в этом человеке? Его ДУША. Александр Сергеевич — человек большой и щедрой души. Не терпит он никакого лицемерия и фальши в людях. А еще он — ЧЕЛОВЕК РОССИИ. Ею он живет, движется и существует, ей посвящает сокровенные страницы своего творчества.

Что же мне так ярко вспоминается? Дымящийся кофе, город, погружающийся во мрак, яркие неоновые афиши. Разводные мосты. «Ночь, луна, котенок плачет...» Мы могли говорить с Сашей часами. Это у него называлось «общение». «Ну что, приезжай, пообщаемся?» Он приобщил меня к Николаю Рубцову, к его бессмертной поэзии. Кто не знает его «Горницы»? Помните: «В горнице моей светло, это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, молча принесет воды»? Или — «Улетели листья с тополей, повторилась в мире неизбежность…»

Сотрудничество наше состоялось. Я горжусь тем, что первые Сашины песни, исполненные Аллой Пугачевой, Софией Ротару и Валерием Леонтьевым, были написаны на мои стихи. А вскоре была создана молодежная группа «Форум», и мы начали большие гастроли по Советскому Союзу.

Мы с Сашей работали номерами. Владел он залом бесподобно. Это не была его авторская программа — в строгом ее смысле, это было ОБЩЕНИЕ С ЗАЛОМ. Лицом к лицу. Сердцем к сердцу. «Такой простой! — говорили люди. — И такой родной и понятный!» — и дарили цветы. «И в воздух чепчики бросали…» А потом выходил «Форум» с солистом Виктором Салтыковым и заводил толпу: «Белая ночь опустилась, как облако, ветер гадает на юной листве. Слышу знакомую речь, вижу облик твой, — ну почему это только во сне?..»

Фаны визжали от восторга, брали автографы и хором хвалили нас. Это были незабываемые денечки!

У Саши не сложилась личная жизнь. Он женился в третий раз на девушке Татьяне, которая была родом из Черкасс, и уехал жить на Украину. С очередным разводом он потерял жилье в Ленинграде и всех своих покровителей (не секрет, он дружил со многими известными комсомольскими и партийными лидерами). Он закрылся от людей, нырнув с головой в омут нахлынувшей и всепоглощающей любви. В Черкассах у него родился сын. В аккурат 8-го марта! Помню, я послал ему и Тане из Ленинграда поздравительную телеграмму в стихах, где написал: «Ребенок далеко пойдет, поскольку в женский день родился». Сашу растрогало мое поздравление, и он пригласил меня в гости: «Приезжай! Поработаем!»

Я приехал. Мы осели на даче Сашиного тестя и… поработали. Целую неделю длился этот творческий запой. Так появились: «Мой голубь сизокрылый», записанный вскоре Аллой Пугачевой, «Блудный сын», которого спел Александр Кальянов, и «Фантазер», ставший впоследствии визитной карточкой певца Ярослава Евдокимова.

Я остался в этом раю. Село, куда меня занесло, носило поэтическое названье Белозерье. Морозов завершал здесь строительство своей дачи. С его легкой руки мы купили в Белозерье для меня и моей семьи дом. Терять мне, в сущности, было нечего — ведь в Ленинграде у меня не было своего жилья.

Для меня это была экзотика. Я зажил вольготной, но очень трудной крестьянской жизнью: подсобное хозяйство, козы, гуси, кролики, огромный огород, который требовалось возделывать. По утрам я пил парное молоко, а ночами любовался звездами. Но все-таки тоска по ленинградским музеям и песенной богеме снедала меня. Морозов, между тем, всей своей семьей переехал назад в Ленинград, где ему дали новую квартиру. А потом перебрался и в Москву. А я с семьей, в начале 90-х, обменял свою «усадьбу» на квартиру в Черкассах и вскоре, совершив еще один обмен, вернулся в Санкт-Петербург. В результате всех своих злоключений я пришел к Богу и пошел преподавать в школе Библию. А Морозов продолжал работать в песне. Жизнь, казалось, вновь разлучила нас: он — в Москве, я — в Питере. Но мы, волею судьбы, продолжали пересекаться в разных точках наших жизненных линий.

Умирали поэты, с которыми Саша работал: Леонид Дербенев, Рябинин, Юрий Марцинкевич… Саша ушел в стихию поэзии Рубцова и Анатолия Поперечного. Я тоже не бездействовал и написал несколько песен с Давидом Тухмановым и Игорем Крутым. А потом... потом мне стало не до песен. Родилась эта газета («Вечный Зов»), и я стал отдавать все свои силы ей.

Александр Сергеевич — первооткрыватель. Это он открыл миру (громко сказано!) певца Николая Баскова. Именно он его нашел, в него поверил и помог ему дважды выступить в передачах «Музыкального ринга». Первые песни, спетые Колей Басковым, были песни Александра Морозова. Он поднял рейтинг Марины Капуро, подарив ей песню «Маменька». Песней Морозова «Птица в клетке» Валерий Леонтьев представлял нашу страну (точнее, СССР!) на Евровидении в Монте-Карло в далеком 91-м. А кто не помнит его трогающих душу «По камушкам», «Малиновый звон», «Душа болит, а сердце плачет»? Многие наши отечественные мэтры, такие, например, как Александра Пахмутова, отмечали его ярко выраженный песенный дар.

Интересно, что сегодняшнее творчество Александра Морозова обретает новые краски. Все чаще и чаще прорываются в его творчестве христианские мотивы: «Помолись, мама, Господу!», «Остановите Землю!», «По дороге в святую обитель»...

Есть ли у Саши сегодня заботы? Конечно. Загородный свой дом достроить и дооборудовать, цикл песен на стихи Николая Рубцова нужно записать (над аранжировками к ним трудится талантливый Валера Котов, и первая часть этой работы уже готова). Александр Сергеевич — один из руководителей фонда «Русский самородок» — того самого, что под патронажем спикера Госдумы Геннадия Селезнева находится: нужно искать молодые российские таланты, раскручивать их, концерты с их участием устраивать. Еще вот концерт в зале «Россия» на носу, а это — дополнительные головные боли. А еще — хлопоты, связанные с присвоением Александру Сергеевичу официального звания народного артиста России.

Короче, тяжела ты, шапка Мономаха!

Иду я как-то по подземному переходу в центре Питера. Вдруг слышу: среди всей этой сутолоки и хаоса женские голоса старательно мелодию выводят: «Малиновый звон на заре, скажи моей милой земле, что я в нее с детства влюблен, как в этот малиновый звон…»

Подошел ближе, смотрю: стоят две пожилые женщины, слепые, убогие — и поют. А в руках кружечку для пожертвований держат. Люди идут: кто задерживается, кто — нет, и денежки, значит, бросают: дзинь… дзинь… дзинь…

Подошел и я, бросил свою денежку: живи, друг Саша Морозов! Дай Бог, твои песни переживут тебя. Они разлетелись по всей стране и поют на разные голоса. Не переживай о несбывшемся прошлом. Будущее — оно всегда интереснее и прекраснее. Будущее — которое нам Бог определяет. Когда мы Его любим и ищем…

И дай Господь тебе новых песен! И счастья неземного — нового!

* * *

«До конца, до тихого креста, пусть душа останется чиста» (Н. Рубцов).

Сергей Романов,
гл. редактор
Фото из архива
А. Морозова
Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх