|
электронная версия газеты |
|
|
|
|
До конца, до тихого креста, пусть душа останется чиста...
Народному композитору Александру Морозову – 55 лет!
Александр Морозов — хитрый. «Давай материал о тебе сделаем, — сказал
ему я. — Все-таки 55 лет на носу. Интервью давай запишем!» — «Интервью?
Да ты и так все знаешь! Напиши воспоминания…» — «Это, Саша, несерьезно!
Скажи живое слово!»
Не сказал. Ушел из своего офиса (что в гостинице «Россия» находится)
на очередную встречу с очередной эстрадной звездой. С Кобзоном, кажется.
А я уселся за компьютер и принялся вспоминать...
Что же я вспомнил? Как в 82-м я ввалился в его квартиру с кипой стихов.
Смотрел он на меня серьезно, проницательно. И все подробности выспрашивал.
Приценивался: мол, достойный ли человек, не проходимец ли? Шутка ли
— из родной Уфы уехал, семью оставил, песни писать задумал…
До встречи с Александром Сергеевичем я обошел многих композиторов
Москвы и Ленинграда на предмет сотрудничества. Уже звучала в эфире
моя первая песня, написанная в соавторстве с Давидом Тухмановым —
«Бреду по желтым склонам» (ее исполнял молодой и неизвестный тогда
Валерий Леонтьев). Несмотря на несомненный успех, меня не признали.
Московские мэтры слушать не хотели: из Уфы? Поэт? А образование? А
сборники? А деловые связи? Увы! — я был невыгодный для многих поэт.
А вот с Морозовым разговор получился. Хотя и не сразу. Но зато какой
разговор! Он тянется уже без малого 20 лет! Мы повлияли на судьбу
друг друга. Разница в возрасте почти в 10 лет не помешала нам иметь
равноправие в этом диалоге. От Саши исходило тепло, которое согревало
меня в лютые житейские стужи. А я дарил ему свой оптимизм, когда ему
было плохо. И всегда верил в его талант…
Что же меня так затронуло в этом человеке? Его ДУША. Александр Сергеевич
— человек большой и щедрой души. Не терпит он никакого лицемерия и
фальши в людях. А еще он — ЧЕЛОВЕК РОССИИ. Ею он живет, движется и
существует, ей посвящает сокровенные страницы своего творчества.
Что же мне так ярко вспоминается? Дымящийся кофе, город, погружающийся
во мрак, яркие неоновые афиши. Разводные мосты. «Ночь, луна, котенок
плачет...» Мы могли говорить с Сашей часами. Это у него называлось
«общение». «Ну что, приезжай, пообщаемся?» Он приобщил меня к Николаю
Рубцову, к его бессмертной поэзии. Кто не знает его «Горницы»? Помните:
«В горнице моей светло, это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро,
молча принесет воды»? Или — «Улетели листья с тополей, повторилась
в мире неизбежность…»
Сотрудничество наше состоялось. Я горжусь тем, что первые Сашины песни,
исполненные Аллой Пугачевой, Софией Ротару и Валерием Леонтьевым,
были написаны на мои стихи. А вскоре была создана молодежная группа
«Форум», и мы начали большие гастроли по Советскому Союзу.
Мы с Сашей работали номерами. Владел он залом бесподобно. Это не была
его авторская программа — в строгом ее смысле, это было ОБЩЕНИЕ С
ЗАЛОМ. Лицом к лицу. Сердцем к сердцу. «Такой простой! — говорили
люди. — И такой родной и понятный!» — и дарили цветы. «И в воздух
чепчики бросали…» А потом выходил «Форум» с солистом Виктором Салтыковым
и заводил толпу: «Белая ночь опустилась, как облако, ветер гадает
на юной листве. Слышу знакомую речь, вижу облик твой, — ну почему
это только во сне?..»
Фаны визжали от восторга, брали автографы и хором хвалили нас. Это
были незабываемые денечки!
У Саши не сложилась личная жизнь. Он женился в третий раз на девушке
Татьяне, которая была родом из Черкасс, и уехал жить на Украину. С
очередным разводом он потерял жилье в Ленинграде и всех своих покровителей
(не секрет, он дружил со многими известными комсомольскими и партийными
лидерами). Он закрылся от людей, нырнув с головой в омут нахлынувшей
и всепоглощающей любви. В Черкассах у него родился сын. В аккурат
8-го марта! Помню, я послал ему и Тане из Ленинграда поздравительную
телеграмму в стихах, где написал: «Ребенок далеко пойдет, поскольку
в женский день родился». Сашу растрогало мое поздравление, и он пригласил
меня в гости: «Приезжай! Поработаем!»
Я приехал. Мы осели на даче Сашиного тестя и… поработали. Целую неделю
длился этот творческий запой. Так появились: «Мой голубь сизокрылый»,
записанный вскоре Аллой Пугачевой, «Блудный сын», которого спел Александр
Кальянов, и «Фантазер», ставший впоследствии визитной карточкой певца
Ярослава Евдокимова.
Я остался в этом раю. Село, куда меня занесло, носило поэтическое
названье Белозерье. Морозов завершал здесь строительство своей дачи.
С его легкой руки мы купили в Белозерье для меня и моей семьи дом.
Терять мне, в сущности, было нечего — ведь в Ленинграде у меня не
было своего жилья.
Для меня это была экзотика. Я зажил вольготной, но очень трудной крестьянской
жизнью: подсобное хозяйство, козы, гуси, кролики, огромный огород,
который требовалось возделывать. По утрам я пил парное молоко, а ночами
любовался звездами. Но все-таки тоска по ленинградским музеям и песенной
богеме снедала меня. Морозов, между тем, всей своей семьей переехал
назад в Ленинград, где ему дали новую квартиру. А потом перебрался
и в Москву. А я с семьей, в начале 90-х, обменял свою «усадьбу» на
квартиру в Черкассах и вскоре, совершив еще один обмен, вернулся в
Санкт-Петербург. В результате всех своих злоключений я пришел к Богу
и пошел преподавать в школе Библию. А Морозов продолжал работать в
песне. Жизнь, казалось, вновь разлучила нас: он — в Москве, я — в
Питере. Но мы, волею судьбы, продолжали пересекаться в разных точках
наших жизненных линий.
Умирали поэты, с которыми Саша работал: Леонид Дербенев, Рябинин,
Юрий Марцинкевич… Саша ушел в стихию поэзии Рубцова и Анатолия Поперечного.
Я тоже не бездействовал и написал несколько песен с Давидом Тухмановым
и Игорем Крутым. А потом... потом мне стало не до песен. Родилась
эта газета («Вечный Зов»), и я стал отдавать все свои силы ей.
Александр Сергеевич — первооткрыватель. Это он открыл миру (громко
сказано!) певца Николая Баскова. Именно он его нашел, в него поверил
и помог ему дважды выступить в передачах «Музыкального ринга». Первые
песни, спетые Колей Басковым, были песни Александра Морозова. Он поднял
рейтинг Марины Капуро, подарив ей песню «Маменька». Песней Морозова
«Птица в клетке» Валерий Леонтьев представлял нашу страну (точнее,
СССР!) на Евровидении в Монте-Карло в далеком 91-м. А кто не помнит
его трогающих душу «По камушкам», «Малиновый звон», «Душа болит, а
сердце плачет»? Многие наши отечественные мэтры, такие, например,
как Александра Пахмутова, отмечали его ярко выраженный песенный дар.
Интересно, что сегодняшнее творчество Александра Морозова обретает
новые краски. Все чаще и чаще прорываются в его творчестве христианские
мотивы: «Помолись, мама, Господу!», «Остановите Землю!», «По дороге
в святую обитель»...
Есть ли у Саши сегодня заботы? Конечно. Загородный свой дом достроить
и дооборудовать, цикл песен на стихи Николая Рубцова нужно записать
(над аранжировками к ним трудится талантливый Валера Котов, и первая
часть этой работы уже готова). Александр Сергеевич — один из руководителей
фонда «Русский самородок» — того самого, что под патронажем спикера
Госдумы Геннадия Селезнева находится: нужно искать молодые российские
таланты, раскручивать их, концерты с их участием устраивать. Еще вот
концерт в зале «Россия» на носу, а это — дополнительные головные боли.
А еще — хлопоты, связанные с присвоением Александру Сергеевичу официального
звания народного артиста России.
Короче, тяжела ты, шапка Мономаха!
Иду я как-то по подземному переходу в центре Питера. Вдруг слышу:
среди всей этой сутолоки и хаоса женские голоса старательно мелодию
выводят: «Малиновый звон на заре, скажи моей милой земле, что я в
нее с детства влюблен, как в этот малиновый звон…»
Подошел ближе, смотрю: стоят две пожилые женщины, слепые, убогие —
и поют. А в руках кружечку для пожертвований держат. Люди идут: кто
задерживается, кто — нет, и денежки, значит, бросают: дзинь… дзинь…
дзинь…
Подошел и я, бросил свою денежку: живи, друг Саша Морозов! Дай Бог,
твои песни переживут тебя. Они разлетелись по всей стране и поют на
разные голоса. Не переживай о несбывшемся прошлом. Будущее — оно всегда
интереснее и прекраснее. Будущее — которое нам Бог определяет. Когда
мы Его любим и ищем…
И дай Господь тебе новых песен! И счастья неземного — нового!
* * *
«До конца, до тихого креста, пусть душа останется чиста» (Н. Рубцов).
Сергей Романов,
гл. редактор
Фото из архива
А. Морозова
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|
|
|
|