Петербург. За 300 лет мы не научились обращаться с памятниками...
Петербург любят называть музеем под
открытым небом. Это правда — ни в одном другом городе
России нет такого количества памятников. Их число все
прибавляется. Только за майские праздники увековечили
Александра Невского, женщин-бойцов противовоздушной обороны,
«блокадный репродуктор».
Правда, в эти же дни разрушили шемякинский памятник Жертвам
политических репрессий на набережной Робеспьера, в очередной
раз украли Чижика-пыжика. Жизнь экспонатов «под
открытым небом» полна событий. «Хозяин»
всего этого богатства — Музей городской скульптуры. Однако
с каждым годом ему все сложнее решать проблемы подопечных,
слишком далеко выходят они за рамки музейных возможностей. |
|
|
Бесприданницы
Мы, горожане, не задумываемся, что же будет
с памятником после его открытия. А у сотрудников музея начинается
головная боль, потому что на содержание «новичка»
денег из бюджета не выделяется. С памятниками же постоянно
случаются неприятности.
Вот проезжающий автомобиль сдвинул гранитную тумбу у подножия
задумчиво сидящего Достоевского — на какие средства подправлять?
Недавно пострадала ограда памятника Кутузову. Денег нет даже
на то, чтобы стирать с памятников бесконечные граффити.
Многие монументы городу дарят различные фонды, о чем власти
всегда с удовлетворением сообщают: вот, мол, сами ни копейки
не потратили!
«А где потом найти эти фонды, когда их подаркам нужна
помощь? — вопрошает Надежда Ефремова, хранитель памятников
города. — Может быть, на счету еще остались деньги, так нужен
механизм использования. В фондах нужно накапливать средства
на случай аварийной реставрации».
Со сложным чувством относятся в музее к обширным планам открытия
новых монументов: 300-летию Петербурга, Жене моряка, Бродскому,
Шаляпину, двум неведомым Василиям — тому, в честь которого
якобы назван Васильевский остров, а второму и вовсе таинственному.
Город не готов к приему большого числа «новичков»,
в случае чего на них придется тратить и без того скудные средства,
выделяемые на реставрацию «ветеранов». Получается,
что власти относятся к памятникам на вполне обывательском
уровне — открыли и забыли.
Как было в старину? Вот, к примеру, памятник Крузенштерну
на набережной Лейтенанта Шмидта. Его установили по инициативе
офицеров и курсантов морского кадетского корпуса, выпускником
которого был знаменитый мореплаватель. Ну а передали монумент
в ведение морского порта, который ежегодно выделял на содержание
и охрану 30 рублей.
Беспредельщики
В Петербурге появилось много новых «хозяев»,
которые делают с памятниками что хотят. Горожане, наверное,
знают мемориальную доску Грибоедову на доме по Большой Морской.
На первом этаже расположился элитный магазин одежды, который
украсил фасад своей рекламой. Грибоедов ей мешал (может, показался
недостаточно стильным?), и мемориальную доску сняли. В музей
сообщили об этом бдительные граждане.
Когда сотрудники пришли в магазин, дальше порога их не пустили.
Пришлось обращаться в милицию, только после этого доску вернули.
Но повесили на другое место, чтобы не мешала рекламе, и в
музее нет информации о том, насколько надежно и каким образом
ее закрепили.
Так же, «по-свойски», относятся к культурному
достоянию и вполне «интеллигентные» учреждения.
Сейчас реставрируются фасады Публичной библиотеки, рабочие
лихо отбивают штукатурку, а мемориальные доски из белого мрамора
не укрыты!
В музее не могут без содрогания рассказывать о реконструкции
Александровского парка, в котором находятся скромные, но достойные
авторские скульптуры «Материнство», «Девочка-художница».
Сотрудников не поставили в известность о работах, а когда
они прибежали в парк, увидели, что одна скульптура сброшена
с постамента и валяется на земле, другая сползает в котлован.
По парку разъезжает техника, ничего не стоит и вовсе умыкнуть
произведения.
Бывает, конечно, что власти проявляют благую инициативу по
сохранению «наследия», нацелились вот муниципалы
вымыть мемориальные доски. Но, оказывается, если мрамор не
вытереть досуха (а лучше — сушить вентилятором), камень впитает
излишки влаги, и через некоторое время на нем проступят ржавые
подтеки, потому что в мраморе много железистых соединений.
И благие намерения могут обернуться бедой, но с музеем не
всегда консультируются.
Вандалы
Ни один из памятников «музея под открытым
небом» всерьез не охраняется. Даже там, где в старое
время была ограда — у Александровской колонны, у Медного всадника
— она давным-давно исчезла, и восстановление не планируется.
А у этих монументов «при царе» еще и полосатая
будка с вооруженным ветераном-охранником стояла. Теперь «бедный»
всадник бьет все рекорды по количеству мусора и разбитых бутылок
у подножия, территория вокруг него практически не убирается:
сад находится в подчинении одного ведомства, площадь — другого.
Вандалы умудряются разрушать памятники, расположенные даже
в самых людных и вроде бы труднодоступных местах. И года не
прошло после реставрации коней Клодта, а у двух уже порваны
уздечки — граждане пытались покорить гордых животных и сфотографироваться
на память.
Все еще в диковинку?
Городу как воздух нужен закон об охране
памятников. Нужны стратегия, тактика, плановость в достойном
содержании «музея под открытым небом». Возможно,
стоит умерить аппетиты на подарки. Или продумать механизмы,
чтобы их дальнейшее существование было материально обеспечено.
Сейчас наше обращение с памятниками все еще далеко от цивилизованного,
хоть и прошло почти 300 лет с тех пор, как Петр впервые привез
скульптуру в Петербург. Тогда у статуи Венеры в Летнем саду
император поставил солдата с ружьем, а на содержание «диковинки»
не жалел денег из казны.
Елена ТИХОМИРОВА
(www.aif.ru)
|