|
Золотые вы мои ПЕЛИКАНЧИКИ...
На первый взгляд, они обычные дети. Они тоже любят щекочущие пузырьки кока-колы, яркие мультфильмы кинокомпании Уолта Диснея. | | |
Они верят в чудеса, надеясь отыскать (ну ведь должна же она где-то быть) волшебную палочку.
О чем же они мечтают? Они не хотят, чтобы в кондитерских магазинах всем детям раздавали бесплатно конфеты, а все самые лучшие игрушки принадлежали только им. Они мечтают о простом, но невозможном чуде. Только не выявили ученые до сих пор формулу, по которой можно было бы изобрести препарат "Здоровье".
И просыпаясь утром, они снова видят пузырьки с лекарствами, шприцы, инвалидное кресло…
Обломки реальности
Суровый мир диктует свои законы и правила. Оттого и появляется на их лицах печать страшного и совершенно недетского знания жизни.
В свои юные годы они уже разбираются в содержании лейкоцитов и тромбоцитов в крови. Они играют в больницу: игрушечным зайцам и медведям они делают уколы, ставят капельницы. Даже когда они улыбаются, их глаза полны бесконечной печали.
Они часто вопрошают: "Почему?"
Они дети-инвалиды, и только в одном Санкт-Петербурге их тысячи…
Попробуйте задать себе вопрос, часто ли вы видите на улицах нашего города детей-инвалидов? Полагаю, что нет. Ибо зачастую многие из таких детишек не имеют возможности даже выходить из дома. Ни для кого не секрет, что большинство наших домов не имеет пандусов для инвалидных колясок, не говоря уже о лифтах, которые, если и есть, то часто не работают.
Таким образом, ребенок оказывается лишенным и свежего воздуха, и нормального общения со сверстниками. А именно отсутствие этого общения на многих сказывается крайне негативно: дети замыкаются в себе и порой просто не знают, как вести себя с людьми. В результате на них ложится тяжкое бремя одиночества, с которым многие так и не справляются. Важно отметить, что крайне тяжело отсутствие общения отражается на психике детей, которые инвалидами были не с рождения. Таких историй очень много. Вот, к примеру, одна из них.
"Обыкновенная" история
С детства она была весьма общительной девочкой, умной и начитанной. Ей нравилось ходить в школу, потому как там были, по ее словам, очень внимательные учителя и замечательный дружный класс. Уже в пятом классе многие отмечали, что Бог не обделил ее талантом, даром творчества. Поэтому учителя с удовольствием поручали ей подготовку праздников, игр для младших классов. А ей нравилась эта роль массовика-затейника, лидера, нравилось быть нужной, ибо результатом ее стараний были радость и улыбки для многих. Так было до 9 класса…
А потом... были бесконечные очереди в поликлиниках, анализы, неутешительный диагноз… Год в стенах больницы, тяжелое изнуряющее лечение, боль, усталость, даже озлобление и в минуты отчаяния мучительный вопрос: "Ради чего?" Но она знала ответ и боролась, цеплялась из последних сил за эту игру, называемую жизнью. И дождалась. Услышала за спиной стон закрываемой двери этого мрачного, страшного здания, где со смертью глаза в глаза даже нельзя было плакать.
И вроде бы все хорошо. Как говорится, Happy end. Да не совсем, потому что не прошло это все бесследно, и на медицинской карточке появился штамп: РЕБЕНОК-ИНВАЛИД. Врачи настаивали на домашнем обучении. Но девочке хотелось в светлую школу, несмотря на то, что за год ее болезни ей лишь изредка звонили одноклассники, не навещали. Она решила, что сама будет приходить в школу на индивидуальные занятия, чтобы как-то общаться со своим классом. Но оказалось, что она мало кому теперь нужна.
Так прошли два года. Она получила аттестат, но кроме этой бумажки и ощущения собственной никчемности на память о школе не осталось ничего. Ах, милая, добрая школа! Что же ты порой бываешь столь равнодушной и жестокой? Где же вы, учителя? Как допускаете подобное? Вот и получается, что дети-инвалиды заперты в четырех стенах, всеми покинуты и никому не нужны, кроме собственных родителей.
"Фортуна" - это... Фортуна!
Но приятно сознавать, что не перевелись самоотверженные люди, которые берут на себя очень непростую ношу. Люди, которые вынуждены бороться за право на существование своего дела. Ибо дело это - великое и благородное.
Из беседы с директором Центра помощи детям-инвалидам "Фортуна" Анжелой Усмановой:
Корр: Кем и когда был организован Центр помощи детям-инвалидам "Фортуна"?
Анжела: Мы начали работу 5 лет назад в рамках движения "Золотой пеликан", из которого позднее выделились в самостоятельную организацию. По сути, мы его "пеликанчики". У нас отдельный расчетный счет, но мы тесно с ними сотрудничаем.
Корр: За счет каких средств вы существуете?
Анжела: Спонсоры. Только за счет них.
Корр: То есть государство не оказывает вам никакой помощи?
Анжела: К сожалению, нет.
Корр: А каким образом осуществляется помощь "Фортуны"?
Анжела: Наша основная помощь - это реабилитация детей-инвалидов опорно-двигательного аппарата, заболеваний центральной нервной системы, бронхолегочной патологии. У нас есть отделение социально-медицинской реабилитации. Детям назначают курс лечения, с ними работают психолог и логопед.
Корр: Много ли детей обращаются к вам за помощью?
Анжела: За помощью очень многие обращаются, но наша пропускная способность, к сожалению, небольшая. На данный момент, в месяц проходит двадцать человек.
Корр: Анжела, Вы, конечно, знаете, что многие дети-инвалиды часто общаются только с себе подобными. А насколько важно ребенку-инвалиду быть среди здоровых детей?
Анжела: Очень важно. Но опять-таки, с какой стороны посмотреть. Еще нужно и обычных детей подготовить к тому, что есть не только здоровые, но и больные. Дети часто бывают жестокими по отношению друг к другу. Нужно учить здоровых бережно относиться к больным детишкам.
Корр: Анжела, на сегодняшний день нуждается ли в чем-то ваш Центр?
Анжела: Да, наша главная проблема - это финансирование. У нас есть очень много планов, но в силу отсутствия средств они не могут быть реализованы.
Корр: Я надеюсь, что кто-нибудь из наших читателей откликнется и поможет вам. И ваше Доброе и Святое дело будет жить и развиваться. Удачи Вам!
А что же Государство?
Что и требовалось доказать: на помощь государства надеяться не приходится. Вроде бы существует государственная программа помощи детям-инвалидам. Но это все в планах. А пока родное государство обеспечивает детей-инвалидов лишь жалкими крохами. Что же предлагают в этом скудном меню? Во-первых, пенсия. Ее размер оставляет желать лучшего: щедрые дяди-чиновники отстегнули детям-инвалидам целых 650 рублей!
Вот и вообразите себе, как можно существовать (я уж не говорю: жить) на эту сумму. Ведь часто за детьми-инвалидами нужен постоянный уход. Поэтому, если ребенок живет только вдвоем с мамой (а это часто встречается в семьях, где больной ребенок, - но это отдельный разговор), то на эту пенсию они должны питаться, желательно не одними макаронами. Также необходимы лекарства, а их цена часто во много раз превышает размер пенсии. Вот такая грустная арифметика.
Во-вторых, предлагаются льготы на транспорт. Мне бы очень хотелось спросить наших чиновников, как можно поместить в вагон трамвая инвалидную коляску? Ну, они-то, понятное дело, на общественном транспорте не ездят, поэтому, если кому-нибудь из них попала в руки эта статья, поясню: коляска занимает определенную площадь, которую в часы пик, разумеется, не найдешь, разве что на крыше вагона.
Еще существует льгота по поступлению в высшие учебные заведения: при получении на экзаменах положительных оценок (троек) ребенка-инвалида должны зачислить вне конкурса. Я решила обзвонить высшие учебные заведения и выяснить, как там соблюдается эта льгота, установленная законодательством РФ. Тут-то и начались трудности.
В 50% вузов, куда я смогла дозвониться, мне любезно отвечали, что льготы предоставляются только инвалидам I и II групп. Поэтому мне пришлось долго и упорно рассказывать о том, что дети-инвалиды до 18 лет группы не имеют и приравниваются к инвалидам I и II групп, о чем, разумеется, прописано в законодательстве, было бы желание прочитать. В одном же из вузов Санкт-Петербурга (статус его столь высок, что не будем упоминать его всуе) сотрудница приемной комиссии сказала мне следующее: "Инвалидам нечего делать в нашем вузе. Сидите дома и не суйтесь со своими льготами".
Так что наглядно видно, что помощь государства - иголка в стоге сена. Проблема как была, так и осталась. И неизвестно, будет ли она когда-нибудь решена.
Там, на "диком" Западе...
Образцом для подражания в данной ситуации являются страны Европы и США, которые давно уже успешно решают эту проблему. К примеру, в США нельзя даже открыть мелкую лавочку, если отсутствует пандус для инвалидной коляски. В Германии дети-инвалиды учатся вместе с обычными детьми: школы предоставляют все необходимые условия, дабы они чувствовали себя комфортно.
В странах Европы вряд ли кому-нибудь придет в голову оскорблять людей, страдающих какими-либо физическими недостатками. Может, они просто лучше воспитаны, а может, никто не хочет судиться с Обществами по защите прав инвалидов. Многие скажут: "Ну, это Европа. Нам до нее еще далеко". Исходя из этого утверждения, остается только сказать детям-инвалидам, что, увы, все наши проблемы из-за нашего геополитического положения. То есть прямо так: "Не рождались бы вы, деточки, в Евразии, а раз родились, то либо уезжайте, либо терпите и никого не трогайте".
Что делать и как быть?
Может, я показалась крайне циничной, говоря об отношении общества к инвалидам в России, но сделала я это не зря. Мне бы искренне хотелось верить, что вы так не думаете. Но все же нельзя не принять во внимание тот факт, что дети-инвалиды (как и инвалиды вообще) порой вызывают у людей какое-то брезгливое чувство. Что же стоит за этой брезгливостью?
Социологический опрос показал, что, в основном, это страх перед малознакомым явлением, а отсюда незнание, как вести себя в данной ситуации. Многие также отметили, что отторжение обществом инвалидов вызвано и тем, что их полнымполно в метрополитене и на улицах города, вечно стоящих с протянутой рукой.
Действительно, мы живем в мире, скорость изменения которого невероятно велика, а проблемы окружают нас плотным кольцом: безработица, низкая заработная плата, мафия, наконец, страшная беда XXI века - терроризм. Вроде бы рядом с этим все отступает на задний план, и о каких еще детях-инвалидах может идти речь, тем более, если ваши дети (слава Богу) здоровы. Так мы и проходим мимо.
Разве что посочувствуем пару минут, забудем, закроем глаза, уши, да и саму душу, и вроде можно жить дальше.
Но не тому учил Христос. Ибо в душе вашей должны вызреть плоды любви, милосердия и сострадания. Мне хочется верить, что зародиться они способны в душе каждого из нас. И, может быть, тогда мы перестанем упрямо твердить банальную фразу: "Они такие же, как мы", а просто протянем им руку.
Смею заверить вас, что общение с этими детьми, чье мужество и непоколебимая стойкость способны вызвать восхищение, доставит вам истинное удовольствие. Их внутренний мир интересен и многообразен, а в сердцах накопилось столько нерастраченной нежности и понимания, которые они подарят вам, не требуя ничего взамен.
Так протянем же им руку!..
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ЧЕМ-ЛИБО ПОМОЧЬ ЦЕНТРУ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ "ФОРТУНА",
ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ (812) 113-39-30 ИЛИ ПО АДРЕСУ:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. РАЗЪЕЗЖАЯ, Д.15
Корр. Анна Иванова,
специально для газеты "Вечный Зов"
Фото С. Ермоленковой и С. Дреева
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|